Орлята программа

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Комитет по образованию Киришского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Глажевская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол №1 от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора
№ 91/19 от «30» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Орлята России» для 2А класса
на 2023/2024 учебный год

Составитель: учитель начальных классов
Таппе Татьяна Владимировна

п. Глажево
2023 г.














Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Орлята России» составлена на основе
следующих документов:
Конвенция ООН о правах ребенка.
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации».
Федеральный проект «Успех каждого ребенка»
Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. №629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитании обучающихся».
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи» утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.09.2020 № 28.
Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 №061844 – в части структуры программы).
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).
Новизна и индивидуальность предлагаемой программы заключается в том, что данная
программа рассчитана на обучающихся начальной школы, в тесном взаимодействии с их
родителями, городской общественностью.
Актуальность:
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике,
связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ №
273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой
деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования,
так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение
социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции
воспитания в образовательной организации». Участие детей и педагогов в программе «Орлята
России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим
поколением и его дальнейшему развитию с учѐтом всех вызовов современного мира.
Педагогическая целесообразность данная программа предусматривает воспитание
гражданина и патриота через изучение истории, культуры и природы.
Цель и задачи:
Цель программы: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на
основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
2

Задачи:
Образовательные: формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,
поисковую и исследовательскую деятельность, формировать лидерские качества и умение
работать в команде.
Развивающие: развивать творческие способности и эстетический вкус. Воспитательные:
воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности
граждан нашей страны, России, воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей
семьи, своего народа, семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной
принадлежности, содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного
отношения к окружающему миру.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы:
Основные отличия образовательной программы «Орлята России» от аналогичных
программ патриотической направленности заключаются:
- в комплексном подходе к содержанию и объединению нескольких разделов патриотического
воспитания;
- использование технологии дифференцированного обучения;
- приобщение воспитанников к проектно-исследовательской деятельности.
Для более эффективной реализации программы «Орлята России» предлагается
использовать различные формы занятий: беседы, экскурсии, игры, викторины, встречи со
старожилами, праздники, работа в музее.

3
































Планируемые результаты
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих
универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
готовность к саморазвитию и к самообразованию;
потребность в самовыражении;
формирование ответственного отношения к порученному делу;
развития опыта участия в социально значимом труде;
уважительное отношение к иному мнению;
оптимизм в восприятии мира;
позитивная моральная самооценка.
Регулятивные универсальные учебные действия:
целеполагание, включая постановку новых целей;
умение определять проблемные ситуации;
умение определять пути решения проблемы, прогнозировать результат;
умение составлять план работы;
умение планировать пути достижения целей, поиска информации;
адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и вносить
необходимые коррективы;
умение распределять время и контролировать его, умение осуществлять контроль.
Познавательные универсальные учебные действия:
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение строить логическое рассуждение;
умение определять необходимые ресурсы для решения поставленной задачи;
умение осуществлять сравнение, выбирать основания и критерии;
умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
умение создавать и преобразовывать информацию для решения задач;
умение представлять, информацию для других.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения;
умение планировать сотрудничество со сверстниками, определять цели и функции
воспитанников;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
высказывать собственное мнение, координировать его с позициями всех участников при
выработке общего решения;
умение адекватно использовать речь в ходе своей деятельности;
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
умение сравнивать разные точки зрения;
овладение устной и письменной речью, специфической для данной образовательной
программы;
умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
4

 понимать важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к
истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаѐт
принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение
государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа;
понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаѐт и
принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и
поведенческие особенности с учѐтом возраста; ориентирован на физическое развитие с учѐтом
возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаѐт ценность труда в жизни
человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду);
 применять в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах
внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразо-вательной
организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать
поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаѐт ответственность за свои
поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве;владеет основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям;
участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет
любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе,
особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
 демонстрировать социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к
государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников
Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во
взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный
вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает
основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе
в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям
труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей
деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность,
любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и
повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).

5

Учебно-тематический план
№
п\п
1. 1
2. 2
3. 3
4. 4
5. 5
6. 6
7. 7
8. 8
9. 9
10.

Тема раздела

Старт программы
Орлѐнок – Лидер
Орлѐнок – Эрудит
Орлѐнок – Мастер
Орлѐнок – Доброволец
Орлѐнок – Спортсмен
Орлѐнок – Эколог
Орлѐнок – Хранитель исторической памяти
Подведение итогов
Итого:

Кол-во
часов
6ч
11 ч
6ч
8ч
9ч
8ч
7ч
9ч
4ч
68 ч

6

Содержание программы
1. Трек «Орлѐнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что
является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности
классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления
опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений.
2. Трек «Орлѐнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание.
Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается
наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п.
– в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо
для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного
года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учѐбе.
3. Трек «Орлѐнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в
разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети
готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для
знакомства с лучшими мастерами своего дела.
4. Трек «Орлѐнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период
можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит
общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и
в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться
к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
5. Трек «Орлѐнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную
активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и
эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что
актуально в зимний период.
6. Трек «Орлѐнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
7

7. Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека
происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения
к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и
принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
8. Подведение итогов

8

Календарно-тематическое планирование.
№

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

Тема
Старт программы –(6 ч)
Вводный «Орлятский урок».
Встреча с игрой.
Интеллектуально-познавательные игры.
Подвижные игры.
Готовимся стать отрядом "Орлята России".
Торжественная линейка, посвящѐнная вступлению в ряды "Орлята
России".
«Орлѐнок – Лидер» (11 ч)
Лидер – это…
Как стать лидером?
Я могу быть лидером
Хочу быть командиром отряда.
Что такое актив? Выбор актива отряда.
Наш девиз, речѐвка, песня.
С командой действовать готов!
Оформляум уголок отряда.
КЛАССный выходной.
Встреча с тем, кто умеет вести за собой.
Мы дружный класс!
«Орлѐнок – Эрудит» (6 ч)
Кто такой эрудит?
Я – эрудит, а это значит…
Развиваемся, играя!
ВоображариУМ. Могу быть изобретателем.
КТД «Что такое? Кто такой?»
Итоги трека «На старте новых открытий».
«Орлѐнок – Мастер» (8 ч)
Мастер – это…
Мастерами славится Россия.
Мастер – это звучит гордо!
От идеи – к делу!
В гости к мастерам.
Город мастеров.
КТД «Классный театр».
Подводим итоги.
«Орлѐнок – Доброволец» (9 ч)
От слова – к делу.
Спешить на помощь безвозмездно!
С заботой о старших.
Добровольцем будь всегда.
КТД «Создай хорошее настроение».
Братья наши меньшие.
КТД «Коробка храбрости».
Добровольцем будь всегда.
Портрет Добровольца.
«Орлѐнок – Спортсмен» (8 ч)

Кол-во
часов

Дата

1
1
1
1
1
1

01. 09
06. 09
08. 09
13. 09
15. 09
20. 09

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

22. 09
27. 09
29. 09
04. 10
06. 10
11. 10
13. 10
18. 10
20. 10
25. 10
27. 10

1
1
1
1
1
1

08. 11
10. 11
15. 11
17. 11
22. 11
24. 11

1
1
1
1
1
1
1
1

29. 11
01.12
06. 12
08. 12
13. 12
15. 12
20. 12
22. 12

1
1
1
1
1
1
1
1
1

27. 12
29. 12
10. 01
12. 01
17. 01
19. 01
24. 01
26. 01
31. 01
9

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Азбука здоровья.
Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!
Должен быть режим у дня.
«О спорт, ты – мир!»
Готовимся к спортивным состязаниям.
«Быстрее !Выше! Сильнее!»
Сто затей для всех друзей.
Спортивная игра «У рекордов наши имена.
«Орлѐнок – Эколог» (7 ч)
«ЭКОЛОГиЯ». Каким должен быть настоящий эколог?
Мой след на планете.
Что должен знать и уметь эколог?
Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим
экологом.
Восхищаемся красивым миром.
Экология на практике.
«Шагая в будущее, помни о планете».
«Орлѐнок – Хранитель исторической памяти » (9 ч)
"Карта памяти".
Орлѐнок – Хранитель исторической памяти.
Родословная. Родословное древо, история семьи.
Предшествующие поколения.
Хранитель семейных традиций.
Я храню традиции семьи, а значит и традиции страны.
Кодекс «Орлѐнка – Хранителя».
Знать, чтобы хранить.
Расскажи мне о России.
Я – хранитель, мы – хранители.
Подведение итогов (4 ч)
Интеллектуально-познавательные игры
Подвижные игры
Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году.
Торжественная линейка, посвящѐнная итогам года. Вручение
наград.

1
1
1
1
1
1
1
1

02. 02
07. 02
09. 02
14. 02
16. 02
21. 02
28. 02
01. 03

1
1
1
1

06. 03
13. 03
15. 03
20. 03

1
1
1

22. 03
03. 04
05. 04

1
1
1

11.
04
12.
04
17. 04

1
1
1
1
1
1

19. 04
24. 04
26. 04
03. 05
08. 05
15. 05

1
1
1
1

17. 05
21. 05
24. 05
25. 05

10

Список используемой литературы
1. Конституция РФ.
2. .Конвенция ООН «О правах ребенка».
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России – М.:
Просвещение, 2010 г.
4. Закон «Об образовании Российской Федерации».
5. Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей, направленных письмом Минобразованием России от
11.12.2006, № 06-1844.
6. Воспитать
человека:
сборник нормативно-правовых, научно-методических,
организационно-практических материалов по проблемам воспитания. (Под ред. В.А.Березиной,
О.И.Волжиной, И.А. Зимней.) М.: 2003 г.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования/
Министерство образования и науки РФ.- М. Просвещение, 2010 г.
8. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы,
кружки, поисковая деятельность / авт.-сост. Т.А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
9. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия,
интеллектуальные игры, викторины) / авт.-сост. Е.В. Усатоваи др. – Волгоград: Учитель, 2012 г.
10. Озеров А.Г. Методические рекомендации ―Подготовка исследовательских работ
учащихся по краеведению‖ (работа, приложение, презентация).
11. Патриотическое воспитание в лагере: занятия, традиционные и творческие дела /
авт.-сост. А.Ю. Соловьев, С.С. Шихарев. – Волгоград: Учитель, 2012 г.
12. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков,
разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2010 г.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».