МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Комитет по образованию Киришского района Муниципальное общеобразовательное учреждение «Глажевская средняя общеобразовательная школа» Принята на заседании Педагогического совета Протокол №1 от «30» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО: Приказом директора № 91/19 от «30» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Орлята России» для 2А класса на 2023/2024 учебный год Составитель: учитель начальных классов Таппе Татьяна Владимировна п. Глажево 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Орлята России» составлена на основе следующих документов: Конвенция ООН о правах ребенка. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный проект «Успех каждого ребенка» Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитании обучающихся». Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи» утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.09.2020 № 28. Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 №061844 – в части структуры программы). Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242). Новизна и индивидуальность предлагаемой программы заключается в том, что данная программа рассчитана на обучающихся начальной школы, в тесном взаимодействии с их родителями, городской общественностью. Актуальность: Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации». Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учѐтом всех вызовов современного мира. Педагогическая целесообразность данная программа предусматривает воспитание гражданина и патриота через изучение истории, культуры и природы. Цель и задачи: Цель программы: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. 2 Задачи: Образовательные: формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность, формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивающие: развивать творческие способности и эстетический вкус. Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России, воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности, содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы: Основные отличия образовательной программы «Орлята России» от аналогичных программ патриотической направленности заключаются: - в комплексном подходе к содержанию и объединению нескольких разделов патриотического воспитания; - использование технологии дифференцированного обучения; - приобщение воспитанников к проектно-исследовательской деятельности. Для более эффективной реализации программы «Орлята России» предлагается использовать различные формы занятий: беседы, экскурсии, игры, викторины, встречи со старожилами, праздники, работа в музее. 3 Планируемые результаты Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий: Личностные универсальные учебные действия: готовность к саморазвитию и к самообразованию; потребность в самовыражении; формирование ответственного отношения к порученному делу; развития опыта участия в социально значимом труде; уважительное отношение к иному мнению; оптимизм в восприятии мира; позитивная моральная самооценка. Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, включая постановку новых целей; умение определять проблемные ситуации; умение определять пути решения проблемы, прогнозировать результат; умение составлять план работы; умение планировать пути достижения целей, поиска информации; адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы; умение распределять время и контролировать его, умение осуществлять контроль. Познавательные универсальные учебные действия: умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить логическое рассуждение; умение определять необходимые ресурсы для решения поставленной задачи; умение осуществлять сравнение, выбирать основания и критерии; умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; умение создавать и преобразовывать информацию для решения задач; умение представлять, информацию для других. Коммуникативные универсальные учебные действия: умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения; умение планировать сотрудничество со сверстниками, определять цели и функции воспитанников; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; высказывать собственное мнение, координировать его с позициями всех участников при выработке общего решения; умение адекватно использовать речь в ходе своей деятельности; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение сравнивать разные точки зрения; овладение устной и письменной речью, специфической для данной образовательной программы; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: 4 понимать важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаѐт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаѐт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста; ориентирован на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаѐт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду); применять в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразо-вательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаѐт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве;владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний); демонстрировать социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке). 5 Учебно-тематический план № п\п 1. 1 2. 2 3. 3 4. 4 5. 5 6. 6 7. 7 8. 8 9. 9 10. Тема раздела Старт программы Орлѐнок – Лидер Орлѐнок – Эрудит Орлѐнок – Мастер Орлѐнок – Доброволец Орлѐнок – Спортсмен Орлѐнок – Эколог Орлѐнок – Хранитель исторической памяти Подведение итогов Итого: Кол-во часов 6ч 11 ч 6ч 8ч 9ч 8ч 7ч 9ч 4ч 68 ч 6 Содержание программы 1. Трек «Орлѐнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда. В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений. 2. Трек «Орлѐнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание. Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учѐбе. 3. Трек «Орлѐнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела. 4. Трек «Орлѐнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота. Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года. 5. Трек «Орлѐнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни. Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. 6. Трек «Орлѐнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина. Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника. 7 7. Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека: семья, Родина. Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. 8. Подведение итогов 8 Календарно-тематическое планирование. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Тема Старт программы –(6 ч) Вводный «Орлятский урок». Встреча с игрой. Интеллектуально-познавательные игры. Подвижные игры. Готовимся стать отрядом "Орлята России". Торжественная линейка, посвящѐнная вступлению в ряды "Орлята России". «Орлѐнок – Лидер» (11 ч) Лидер – это… Как стать лидером? Я могу быть лидером Хочу быть командиром отряда. Что такое актив? Выбор актива отряда. Наш девиз, речѐвка, песня. С командой действовать готов! Оформляум уголок отряда. КЛАССный выходной. Встреча с тем, кто умеет вести за собой. Мы дружный класс! «Орлѐнок – Эрудит» (6 ч) Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит… Развиваемся, играя! ВоображариУМ. Могу быть изобретателем. КТД «Что такое? Кто такой?» Итоги трека «На старте новых открытий». «Орлѐнок – Мастер» (8 ч) Мастер – это… Мастерами славится Россия. Мастер – это звучит гордо! От идеи – к делу! В гости к мастерам. Город мастеров. КТД «Классный театр». Подводим итоги. «Орлѐнок – Доброволец» (9 ч) От слова – к делу. Спешить на помощь безвозмездно! С заботой о старших. Добровольцем будь всегда. КТД «Создай хорошее настроение». Братья наши меньшие. КТД «Коробка храбрости». Добровольцем будь всегда. Портрет Добровольца. «Орлѐнок – Спортсмен» (8 ч) Кол-во часов Дата 1 1 1 1 1 1 01. 09 06. 09 08. 09 13. 09 15. 09 20. 09 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22. 09 27. 09 29. 09 04. 10 06. 10 11. 10 13. 10 18. 10 20. 10 25. 10 27. 10 1 1 1 1 1 1 08. 11 10. 11 15. 11 17. 11 22. 11 24. 11 1 1 1 1 1 1 1 1 29. 11 01.12 06. 12 08. 12 13. 12 15. 12 20. 12 22. 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27. 12 29. 12 10. 01 12. 01 17. 01 19. 01 24. 01 26. 01 31. 01 9 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Азбука здоровья. Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке! Должен быть режим у дня. «О спорт, ты – мир!» Готовимся к спортивным состязаниям. «Быстрее !Выше! Сильнее!» Сто затей для всех друзей. Спортивная игра «У рекордов наши имена. «Орлѐнок – Эколог» (7 ч) «ЭКОЛОГиЯ». Каким должен быть настоящий эколог? Мой след на планете. Что должен знать и уметь эколог? Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом. Восхищаемся красивым миром. Экология на практике. «Шагая в будущее, помни о планете». «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти » (9 ч) "Карта памяти". Орлѐнок – Хранитель исторической памяти. Родословная. Родословное древо, история семьи. Предшествующие поколения. Хранитель семейных традиций. Я храню традиции семьи, а значит и традиции страны. Кодекс «Орлѐнка – Хранителя». Знать, чтобы хранить. Расскажи мне о России. Я – хранитель, мы – хранители. Подведение итогов (4 ч) Интеллектуально-познавательные игры Подвижные игры Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году. Торжественная линейка, посвящѐнная итогам года. Вручение наград. 1 1 1 1 1 1 1 1 02. 02 07. 02 09. 02 14. 02 16. 02 21. 02 28. 02 01. 03 1 1 1 1 06. 03 13. 03 15. 03 20. 03 1 1 1 22. 03 03. 04 05. 04 1 1 1 11. 04 12. 04 17. 04 1 1 1 1 1 1 19. 04 24. 04 26. 04 03. 05 08. 05 15. 05 1 1 1 1 17. 05 21. 05 24. 05 25. 05 10 Список используемой литературы 1. Конституция РФ. 2. .Конвенция ООН «О правах ребенка». 3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России – М.: Просвещение, 2010 г. 4. Закон «Об образовании Российской Федерации». 5. Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, направленных письмом Минобразованием России от 11.12.2006, № 06-1844. 6. Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. (Под ред. В.А.Березиной, О.И.Волжиной, И.А. Зимней.) М.: 2003 г. 7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования/ Министерство образования и науки РФ.- М. Просвещение, 2010 г. 8. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / авт.-сост. Т.А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007 г. 9. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины) / авт.-сост. Е.В. Усатоваи др. – Волгоград: Учитель, 2012 г. 10. Озеров А.Г. Методические рекомендации ―Подготовка исследовательских работ учащихся по краеведению‖ (работа, приложение, презентация). 11. Патриотическое воспитание в лагере: занятия, традиционные и творческие дела / авт.-сост. А.Ю. Соловьев, С.С. Шихарев. – Волгоград: Учитель, 2012 г. 12. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2010 г. 11