30.03.2024
30.03.2024
В настоящее время отмечается значительный прогресс информационно-коммуникационных технологий, наблюдается рост влияния сети Интернет в молодежной среде.
В современном обществе происходит активное проникновение данных технологий во все сферы общественной жизни.
Пропаганда экстремизма и терроризма в сети Интернет - одна из проблем, которая стоит перед современным обществом. Молодежь как наиболее мобильная и активная часть населения широко использует социальные сети.
За последние годы несколько жителей Оренбургской области убыли в Сирийскую Арабскую Республику для прохождения военной подготовки на территориях, контролируемых международными террористическими организациями. Ряд убывших лиц незадолго от отъезда общались на тему
нетрадиционного ислама в Интернете. Первостепенная роль в ограждении несовершеннолетних и молодежи от тлетворного влияния идей экстремизма и терроризма принадлежит родителям.
Именно они, родители, должны знать, как и от чего уберечь своих детей!
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, экстремизм признан одним из основных источников угроз
государственной и общественной безопасности.
Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, принятой 15 июня 2001 года, предусмотрено, что терроризм, сепаратизм и экстремизм, вне зависимости от их мотивов, не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах, а лица, виновные в совершении таких деяний, должны быть привлечены к ответственности в соответствии с законом.
В целях реализации названных конституционных запретов и выполнения международных обязательств, Уголовным кодексом РФ установлена ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности, к которым законодатель относит, в первую очередь, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282), организацию экстремистского сообщества (ст. 282.1), организацию деятельности экстремистской организации (ст. 282.2), финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3).
К преступлениям экстремистской направленности относятся и другие преступления, если они совершены по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти и вражды в отношении какой-либо социальной группы (убийство, умышленное причинение средней тяжести либо тяжкого вреда здоровью, побои, истязание, хулиганство и т.д.).
В зависимости от категории совершенного преступления экстремистской направленности, судом уголовное наказание может быть назначено как в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей, так и в виде лишения свободы. Кроме того лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах,
работе в образовательных учреждениях, занятию частной детективной и охранной деятельностью.
Как показывает следственно-судебная практика, наиболее уязвимым является подрастающее поколение в возрасте от 16 до 22 лет, когда формируется психика человека и происходит его становление как самостоятельной личности.
При этом экстремистским идеям более всего подвержена в основном молодежь, не занятая какой-либо общественно-полезной деятельностью, не посещающая спортивные секции, клубы, иные заведения дополнительного образования.
Приведем простые правила, которые помогут вам, уважаемые родители, значительно снизить риск попадания ребенка под влияние пропаганды экстремизма:
- разговаривайте с ребенком! Вы должны знать, с кем ребенок общается, как он проводит время и что его волнует. Помните, что «проповедники» экстремизма отлично ориентируются в подростковой психологии и знают, что молодежи тяжело разобраться в паутине мирового социума. Поэтому держите за правило при каждом удобном случае обсуждать с ребенком политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Тем самым вы поможете ребенку понять действительное положение вещей;
- обеспечьте досуг ребенка! Спортивные секции, школьные кружки по интересам, общественные организации и военно-патриотические клубы являются отличной возможностью для самореализации и самовыражения ребенка, значительно расширят круг его общения;
- контролируйте информацию, которую получает ребенок! Обращайте внимание, какие передачи он смотрит, какие книги читает, в каких социальных сетях Интернета зарегистрирован и на каких сайтах бывает.
Основными признаками, указывающими на то, что подросток начинает подпадать под влияние экстремистской идеологии, являются следующее:
- манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная, жаргонная либо нетипичная для семьи лексика;
- резко изменяются стиль одежды и внешнего вида, подводимые под правила определенной (экстремистской) субкультуры;
- на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистского содержания;
- в доме появляется непонятная и нетипичная символика и атрибутика, а также предметы, которые могут быть использованы как оружие;
- резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости.
Если вы подозреваете, что подросток попал под влияние экстремизма, действуйте быстро и решительно:
- не осуждайте категорически увлечение подростка и идеологию его группы! Вместо этого попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно, правильно расставьте приоритеты;
- начните «контрпропаганду»! Ее основой должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом, за которым
пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных рас, национальностей и вероисповедания вместе добивались положительных для себя и общества целей;
- ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы;
- помните, что общение с подростком не должно быть чрезмерно твердым и навязчивым, поскольку такая тактика точно обернется протестом и не достигнет поставленной цели - оградить ребенка от идей экстремизма и помочь ему стать полноценным членом нашего общества.
Уважаемые родители!
Уделяйте внимание своим детям, не дайте им стать орудием экстремистов и террористов! Помните, что в первую очередь от Вас зависит, как сложится дальнейшая жизнь ваших детей!
Защитите своих детей, не дайте им совершить непоправимые поступки!
30.03.2024
Захват заложников в школе, взрыв в вагоне метро… Сегодня сохранить позитивный взгляд на мир непросто даже взрослым. Едва ли не каждая неделя приносит с собой годовщину теракта, хронику которого средства массовой информации раз за разом восстанавливают с пугающими подробностями. Печальный календарь продолжает пополняться: информация о новых взрывах или захватах заложников попадает в каждый дом, где включен телевизор, работает радио или подключен к интернету компьютер. Полностью оградить от нее детей невозможно, да и едва ли нужно: лишая их права знать о том, что происходит вокруг, мы рискуем не только создать у них искаженную картину мира, но и подвергаем их жизнь потенциальному риску.
Ребенку, как и взрослому, жить в неспокойном мире тяжело: пугающая информация заставляет нас остро ощущать собственную уязвимость, некоторые начинают бояться реальности, прятаться от нее. Однако для детей и подростков вопрос стоит еще более остро: они испытывают жизненную потребность в импульсах для развития, источником которых служит окружающий мир. Если же мир начинает восприниматься лишь как средоточие угрозы, то все когнитивные силы ребенка будут расходоваться не на познание и осмысление действительности, а на защиту от нее. Страх перед реальностью может стать препятствием на пути их взросления и развития. Наибольший вред способны нанести теленовости. Ребенку трудно абстрагироваться от видеоряда и осознать границу между тем, что он видит на экране, и своей повседневной жизнью. Поэтому в особенно острые моменты не стоит смотреть информационные телепрограммы вместе с детьми. Вскоре после «Норд-Оста» многие родители жаловались на то, что у детей нарушились сон и аппетит, появились ночные страхи. Эти дети не были свидетелями или жертвами теракта — они лишь наблюдали за развитием событий по телевизору и стали их вторичными жертвами.
Важно дать понять ребенку, что террористов мало — несравнимо меньше, чем обычных людей, и их действия нацелены не на него.
Ребенку важно объяснить: для того чтобы запугать нас, террористы выбирают особые места и даты, а на самом деле количество людей, которые страдают в результате взрывов или захвата заложников, несопоставимо с количеством тех, кто гибнет, к примеру, в автокатастрофах. Но при этом никто не боится ездить в автомобиле или в автобусе. Если мы разумные люди, то пристегиваемся и не садимся в машину к пьяному водителю. Иными словами, хорошо, если ребенок как можно раньше осознает, что для собственной безопасности необходимо соблюдать определенные правила и в большинстве случаев этот принцип работает и по отношению к террористам. Ребенок должен знать правила поведения в любой опасной ситуации — будь то пожар или теракт. Практические навыки помогут чувствовать себя более уверенно в случае встречи с опасностью. Кроме того, важно, чтобы ребенок понимал, что практически из любого сложного положения существует выход: это знание очень мобилизует. Еще важный момент — настроить ребенка на помощь, в том числе эмоциональную, тем, кто оказался рядом. Это отвлекает от собственных переживаний, страха и создает атмосферу общности.
Нет смысла нагружать его избыточной информацией, опережая событие. Но если ребенок с ним соприкоснулся (например, увидел в новостях сюжет, посвященный теракту), разговор об этом необходим. Лучше отвечать на конкретные вопросы — ребенок сам подскажет, что ему важно сейчас узнать.
Хорошо, если событие станет предметом семейного обсуждения. Ребенок поймет, что не он один тревожится и что взрослые, разделяя его чувства, тем не менее, относятся к этой ситуации спокойно и по-деловому. Стоит учитывать и особенности возраста: до пяти лет дети едва ли способны осознать, что такое террор. Поэтому можно не разделять в разговоре такие понятия, как «терроризм» и «война». Можно сказать, например: «Плохие люди устроили войну». Для детей шести-девяти лет подробные разъяснения тоже могут оказаться избыточными, поэтому лучше в игре обсудить, какие действия в критической ситуации будут правильными, а какие — нет, акцентируя внимание именно на практической стороне дела.
Иное дело подростки: у них уже есть чувство ответственности за себя и за окружающих, а потому им необходимо понимать суть происходящего. С ребенком 11—15 лет стоит говорить о причинах и целях терроризма, о различных формах терактов. Подросток способен принимать самостоятельные решения, поэтому так важно проговаривать и разные стратегии поведения в случае непосредственного столкновения с террористами.
Хотелось бы ознакомить родителей с простыми правилами, которые должен соблюдать ребенок, оказавшийся рядом с террористами:
- Попытаться немедленно уйти как можно дальше от источника опасности.
- Обратиться за помощью к взрослому, который вызывает доверие.
- Выполнять то, что говорит взрослый, оказавшийся рядом, даже если это террорист.
Мы неосознанно заражаем собственными страхами своих детей. Разберитесь, что тревожит вас и проанализируйте свое отношение к происходящему. Если вам удастся справиться со своими тревогами, очень может быть, что других усилий от вас и не потребуется: ребенок буквально из воздуха впитает позитивный взгляд на мир и научится радоваться жизни несмотря ни на что.
30.03.2024
• Не участвовать в митингах, собраниях, демонстрациях, шествиях, акциях протеста и других массовых мероприятиях, проводимых с использованием лозунгов, провоцирующих национальную, религиозную или социальную рознь.
• Не вступать и не сотрудничать с организациями, движениями, праворадикальными группами, пропагандирующими расизм, национальное превосходство, ненависть, антисемитизм и ксенофобию, призывы к акциям неповиновения, силовые методы решения
национальных, религиозных и социальных проблем.
• Не откликаться на различные призывы и уговоры в сетях Интернет к участию в различных экстремистских акциях, шествиях, мероприятиях, митингах по поддержке национал-экстремизма и противоправных действий.
• Быть вежливыми во взаимоотношениях с гражданами разных
национальностей и вероисповеданий, не допускать оскорблений и противоправных действий по отношению к трудовым мигрантам и членам их семей.
• Не проходить мимо нанесенной нацистской свастики, этнических оскорблений, символов насилия, проявлять активную гражданскую позицию, сообщать о фактах экстремистской деятельности в
правоохранительные органы.
• Информировать правоохранительные органы, администрацию города о существовании организаций и отдельных лиц, склонных к экстремистской деятельности по телефону:
Телефон дежурного центра по противодействию экстремизму - (812) 495-35-01;
Административная ответственность:
- нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования;
- организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики;
- производство и распространение экстремистских материалов;
- незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации.
Уголовная ответственность предусмотрена за совершение противоправных деяний экстремистской направленности, к числу которых относятся:
- массовые беспорядки (статья УК РФ 212);
- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ);
- возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (статья 282 УК РФ);
- организация экстремистского сообщества (статья 282.1 УК РФ);
- организация деятельности экстремистской организации (статья 282.2 УК РФ);
- участие в деятельности террористической организации (статья 205.5 УК РФ);
- участие в вооруженных формированиях на территории иностранного государства (статья 208 УК РФ).
30.03.2024
Основной «группой риска» для пропаганды экстремистов является молодежь как наиболее чуткая социальная прослойка. Причем молодежь подросткового возраста, начиная примерно с 14 лет - в эту пору начинается становление человека как самостоятельной личности.
Мотивами вступления в экстремистскую группу являются направление на активную деятельность, стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения, ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выразить протест и почувствовать свою независимость.
Важно помнить, что попадание подростка под влияние экстремистской группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка под влияние пропаганды экстремистов:
- Разговаривайте с ребенком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и экстремистские группы зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.
- Обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения.
- Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде экстремистов.
Основные признаки того, что молодой человек или девушка начинают подпадать под влияние экстремистской идеологии, можно свести к следующим:
а) его ее манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика;
- резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;
- на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистко-политического или социально-экстремального содержания;
- в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика (как вариант - нацистская символика), предметы, которые могут быть использованы как оружие;
- подросток проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм;
- повышенное увлечение вредными привычками;
- резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;
- псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.
Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние экстремистской организации, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:
1. Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы - такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.
2. Начните «контрпропаганду». Основой «контрпропаганды» должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей и рас вместе добивались определенных целей. Обязательным условием такого общения должны быть мягкость и ненавязчивость.
3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.
30.03.2024
Памятка:
Профилактика экстремизма в подростковой среде
В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером - тяготением к сотрудничеству и периодическими
взрывами конфликтности. В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм среди подростков и молодежи. Экстремизм - это деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства,
действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта - демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта. Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию.
Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или
языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:
1. Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах.
Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или
косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РФ.
2. Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так,
например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.
Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде.
Во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде.
Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.
Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.
В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.
В-четвертых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей. Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы:
Во-первых, обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда,
социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.).
Во-вторых, криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.).
В-третьих, рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей).
В-четвертых, наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных
целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).
В-пятых, использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).
В-шестых, использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч,
планируемых акциях).
На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера.
Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей.
Развитие молодежного экстремизма - это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.
Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием
найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» ? «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию.
Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная
организация или тоталитарная секта.
Исходя из этого, вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:
1. Информирование молодежи об экстремизме, об опасности экстремистских организаций;
2. Проведение педагогических советов с приглашением сотрудников правоохранительных органов, классные часы и родительские собрания, на которых разъясняются меры ответственности родителей и детей за правонарушения экстремистской направленности;
3. Особое внимание следует обращать на внешний вид ребёнка, на то, как он проводит свободное время, пользуется сетью Интернет и мобильным телефоном;
4. Пропагандировать среди молодёжи здоровый и культурный образа жизни: организация летнего отдыха и временного трудоустройства несовершеннолетних, проведение мероприятий по патриотическому и нравственному воспитанию детей и подростков, проведение спортивных
и культурно-массовых досуговых мероприятий.
5. Развитие толерантности у подростков, повышение их социальной компетентности, прежде всего способности к слушанию, сочувствию, состраданию;
6. Снижение у детей предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения. Этому способствует совместная деятельность детей, творческая атмосфера в группе, использование дискуссий, ролевых игр, обучение
методам конструктивного разрешения проблем и конфликтов в
повседневном общении, ведению переговоров;
7. Научить детей ценить разнообразие и различия, уважать достоинство каждого человека.
8. Создание условий для снижения агрессии, напряженности;
9. Создание альтернативных форм реализации экстремального
потенциала молодежи: (например, занятия творчеством или спортом, разнообразные хобби, клубы и т. д.). Особое внимание следует уделять подросткам, находящимся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских
проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности.
30.03.2024
Уголовная ответственность за экстремистские преступления.
Круг экстремистских преступлений достаточно широк. В соответствии с примечанием 2 к ст. 282.1 Уголовного кодекса Российской Федерации под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Все эти преступления можно разделить на несколько групп:
I. Преступления против личности:
1. убийство по данным мотивам – п. "л" ч. 2 ст. 105 УК РФ;
2. умышленное причинение тяжкого вреда здоровью по тем же мотивам – п. "е" ч. 2 ст. 111 УК РФ;
3. умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью по этим же мотивам – п. "е" ч. 2 ст. 112 УК РФ
4. умышленное причинение легкого вреда здоровью по указанным мотивам – ч. 2 ст. 115 УК РФ;
5. побои, совершенные по указанным мотивам – ч. 2 ст. 116 УК РФ;
6. истязание по тем же мотивам – п. "з" ч. 2 ст. 117 УК РФ;
7. угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью по тем же мотивам – п. 2 ст. 119 УК РФ.
II. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина:
1. дискриминация в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, религии и т.д. – ст. 136 УК РФ;
2. воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий – ст. 148 УК РФ
3. воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них – ст. 149 УК РФ.
III. Экстремистскими преступлениями являются преступления против общественной безопасности и общественной нравственности, а также безопасности государства:
1. хулиганство, совершенное по мотивам политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды или по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы – ч. 1 ст. 213
УК РФ;
2. вандализм, совершенный по тем же мотивам – ч. 2 ст. 214 УК РФ. 3. надругательство над телами умерших и местами их захоронения, совершенное по указанным мотивам – п. "б" ч. 2 ст. 244 УК РФ.
4. организация экстремистского сообщества – ст. 282.1 УК РФ
5. организация деятельности экстремистской организации – ст. 282.2 УК РФ.
6. возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по указанным мотивам – ст. 282 УК РФ; Уголовный кодекс Российской Федерации.
Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства
1. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) организованной группой, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года
до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Административным правонарушением является пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, предусмотренное ст. 20.3 КоАП РФ. Нацистская атрибутика и символика могут включать в себя знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты.
Этот запрет связан с тем, что он оскорбляет память о жертвах Великой Отечественной Войны.
За такое нарушение предусмотрен:
- либо штраф в размере от 500 до 1000 рублей с конфискацией атрибутики или символики.
- либо арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией атрибутики или символики.
Изготовление, сбыт нацистской атрибутики или символики влекут за собой ответственность в виде штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
3. Следующее административное правонарушение – производство и распространение экстремистских материалов (предусмотрено ст. 20.29 КоАП РФ). Экстремистские материалы – это документы либо информация на иных носителях, которые призывают к осуществлению экстремистской деятельности. Сюда относятся:
- труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии,
- публикации, оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство
- публикации, оправдывающие совершение преступлений против какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Данное правонарушение влечет за собой:
- либо наложение штрафа на граждан в размере от 1000 до 3000 рублей с конфискацией указанных материалов.
- либо арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов.