«ПРИНЯТО»
на заседании Педагогического совета
Протокол №1 от 30.08.2024г.
«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом директора от 30.08.2024г. №94/21
Положение
об организации индивидуального обучения детей на дому
в МОУ «Глажевская СОШ»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации индивидуального обучения детей на
дому разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ с изменениями от 4 августа 2023 года, Приказом
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2016 года № 436н «Об
утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным
общеобразовательным программам на дому»; на основании Методических рекомендаций
по организации обучения на дому детей- инвалидов с использованием дистанционных
образовательных технологий от 10 декабря 2012 г. № 07 –832, Письма Федеральной
службы по надзору в сфере образования и науки «Об обучении лиц, находящихся на
домашнем обучении» № 05-283 от 7 августа 2018 года, а также Уставом и другими
нормативными
правовыми
актами
Российской
Федерации,
регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение об индивидуальном обучении детей на дому разработано
в целях реализации права на получение образования обучающимися, нуждающимися в
длительном лечении, в том числе детьми- инвалидами, по основным образовательным
программам на дому и регулирует взаимодействие между участниками образовательных
отношений.
1.3. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» № 273 (ст.5), для реализации права каждого человека на образование
федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые
условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья, для коррекции
нарушений развития
и
социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и
способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению
образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному
1
развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц
с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей- инвалидов,
которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации,
обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования организуется на дому.
1.5. Индивидуальное обучение организуется для лиц, которым по состоянию
здоровья рекомендовано обучение на дому лечебно- профилактическим учреждением
здравоохранения.
1.6. Основными задачами индивидуального обучения являются:
обеспечение
щадящего режима проведения занятий на дому при организации
образовательной деятельности;
реализация
общеобразовательных программ с учетом характера
течения
заболевания, рекомендаций лечебного учреждения.
1.7. Обучающиеся,
осваивающие
общеобразовательные
программы
по
индивидуальному учебному плану, зачисляются в контингент обучающихся организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
1.8. Утверждение программы обучения осуществляется на основании психологомедико-педагогических рекомендаций и утверждается приказомдиректора школы.
1.9. При организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, в том
числе детей-инвалидов, на дому допускается сочетание различных форм получения
образования
использование
и
форм
обучения,
электронных
индивидуальное
образовательных
и (или)
ресурсов
групповое
и
обучение,
дистанционных
образовательных технологий в соответствии сзаконодательством.
2. Организация индивидуального обучения детей на дому
2.1. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, организует
индивидуальное обучение детей на основании следующих документов:
заявления родителей (законных представителей);
медицинского заключения лечебного
учреждения;
приказа по школе.
2.2. Образовательная
организация
согласовывает
2
с
родителями (законными
представителями) расписание занятий, которое утверждается директором школы.
2.3. Освоение основной образовательной программы, в том числе отдельной части
или всего объѐма учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы,
сопровождается текущей, промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в
формах, определенных учебным планом, Положением о промежуточной аттестации.
2.4. Место проведения занятий (на дому или в школе) определяется родителями
(законными представителями) обучающихся и указывается в заявлении.
2.5. Занятия проводятся по расписанию, которое составляется заместителем
директора по учебно-воспитательной работе на основе учебного плана, индивидуальных
учебных планов в соответствии с основными санитарно-гигиеническими требованиями.
Расписание согласовывается с родителями и утверждается директором школы.
2.6. Учебный план для каждого обучающегося на дому составляется из расчета не
менее:
в 1-4
классах – 8 ч в неделю,
в 5-7
классах – 10 ч в неделю,
в 8-9
классах – 11 часов в неделю,
в 10-11
классах – 12 часов в неделю.
2.7. Право на распределение часов по учебным дисциплинам предоставляется
организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом психофизических
особенностей,
интересов
детей,
медицинских
показаний.
Такие
предметы
как
изобразительное искусство, музыка, физическая культура, основы безопасности и защиты
Родины изучаются обучающимися самостоятельно или на уроках (по желанию ребѐнка).
2.8. Решение о переводе детей, обучающихся на дому, в следующий класс
принимает Педагогический совет школы на основании анализа выполнения ими
скорректированных учебных программ по предметам и при наличии положительных
годовых оценок.
2.9. Обучающийся, не освоивший программу по одному предмету, переводится в
следующий класс условно и ликвидирует академическую задолженность в течение
следующего учебного года.
2.10. Обучающиеся на дому, не освоившие учебные программы учебного года и
имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, оставляются на
повторное обучение.
3
2.11. Обучающиеся на дому, освоившие образовательные программы основного
общего и среднего общего образования и имеющие положительные годовые отметки по
всем предметам учебного плана образовательной организации, на основании решения
Педагогического совета школы допускаются к государственной итоговой аттестации.
2.12. По завершении обучающимися на дому освоения общеобразовательных
программ основного общего и среднего общего образования проводится государственная
итоговая аттестация в порядке, формах и сроки, установленные законодательством.
2.13. Обучающимся, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию,
организация,
осуществляющая
образовательную
деятельность, выдает
документы
государственного образца о соответствующем уровне образования: выпускникам 9 класса
- аттестат об основном общем образовании, выпускникам 11 класса - аттестат о среднем
общем образовании.
2.14. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с различными
формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего
образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам, образовательная организация в связи с завершением обучения выдает
свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3. Кадровый состав
3.1. При назначении учителей, работающих с обучающимися, которые по
состоянию
здоровья
не
могут
посещать
общеобразовательные
организации,
преимущественно отдается учителям, работающим в данном классе. Если по объективным
причинам организовать обучение на дому силами своего педагогического коллектива
невозможно, то администрация имеет право привлечь педагогических работников, не
работающих в данной организации.
3.2. В случае болезни учителя (в течение недели) администрация организации с
учетом кадровых возможностей обязана произвести замещение занятий с учеником
другим учителем.
4. Финансовое обеспечение индивидуального обучения детей на дому
4.1. Индивидуальное обучение детей на дому предоставляется обучающимся
бесплатно в пределах:
4
в 1-4
классах – 8 ч в неделю,
в 5-7
классах – 10 ч в неделю,
в 8-9
классах – 11 часов в неделю,
в 10-11
классах – 12 часов в неделю.
4.2. Если период обучения на дому не превышает двух месяцев или срок окончания
обучения на дому в медицинской справке не указан, то учителям производится почасовая
оплата, в остальных случаях оплата включается в тарификацию.
4.3. Во время нетрудоспособности учителя администрация школы с учетом
кадровых возможностей обязана произвести замещение занятий с учеником другим
учителем. Если сроки проведения уроков переносятся на другое время, они согласуется с
родителями (законными представителями), издается приказ по школе о переносе занятий с
указанием точного времени.
4.4. В случае болезни ученика учитель, труд которого оплачивается по
тарификации, обязан отработать пропущенные часы. Сроки отработки согласовываются с
родителями (законными представителями).
4.5. В случае производственной необходимости в расписание занятий могут
вноситься коррективы, и время занятий может измениться.
4.6. В случае досрочного окончания занятий директор издает приказ, который
передается в бухгалтерию.
5. Права и обязанности участников образовательной деятельности, реализуемой в
форме индивидуального обучения на дому
5.1. Обучающийся имеет право:
на
получение полного общего образования в соответствии с государственным
стандартом;
на
уважение своего человеческого достоинства, свободы совести, свободы
выражения собственных взглядов и убеждений;
на моральное поощрение за успехи в учении;
на
участие в культурной жизни класса и школы (повозможности);
на
бесплатное
пользование
библиотечно-информационными
библиотеки.
5
ресурсами
5.2. Обучающийся обязан:
соблюдать
требования
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность;
добросовестно
учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению
образовательных программ;
уважать
честь и достоинство работников образовательнойорганизации;
соблюдать расписание занятий;
согласно
индивидуальному расписанию быть готовым к занятиямна дому;
вести дневник.
5.3. Родители (законные представители) имеют право:
защищать
законные права ребенка;
обращаться
для
разрешения
конфликтных
ситуаций
к
администрации
организации, осуществляющей образовательную деятельность, в управление образования;
присутствовать
на уроках по рекомендации медицинского учреждения и с
разрешения руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность;
вносить предложения по составлению расписания занятий;
получать
консультативную помощь специалистов образовательной организации в
вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения своего ребенка.
5.4. Родители (законные представители) обязаны:
выполнять
требования
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность;
поддерживать интерес ребенка к школе и образованию;
своевременно
ставить учителя в известность о рекомендациях врача, особенности
режима дня ребенка;
создавать
условия для проведения занятий, способствующих освоению знаний;
своевременно,
в течение дня информировать организацию, осуществляющую
образовательную деятельность, об отмене занятий по случаю болезни и возобновлении
занятий после болезни;
контролировать
ведение дневника, выполнение домашних заданий.
6
5.5. Педагогический работник имеет права , предусмотренные Законом РФ «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ (ст. 47 п. 3). 5.6.
Учитель обязан:
выполнять
государственные программы с учетом особенностей и интересов
развивать
навыки
детей;
самостоятельной
работы
с
учебником, справочной
и
художественной литературой;
знать
специфику заболевания, особенности режима и организации домашних
занятий;
не допускать
перегрузки, составлять индивидуальные планы занятий;
своевременно
заполнять журнал учета проводимых занятий, в котором
указываются дата занятия, тема и содержание пройденного материала, количество
проведенных часов, домашнее задание и отметки о текущей успеваемости, результатах
промежуточной аттестации; один раз в месяц предоставлять его на подпись родителям
(законным представителям);
выставлять
оценки в дневник обучающегося;
систематически
вносить данные об успеваемости обучающегося в классный
журнал.
5.7. Классный руководитель обязан:
поддерживать
контакт с обучающимися и родителями, выявлять особенности
обучающихся и состояние здоровья больных детей; при необходимости обращаться к
администрации организации, осуществляющей образовательную деятельность;
вносить
сведения об обучающемся, находящемся на индивидуальном обучении, в
классный журнал.
5.8. Администрация обязана:
на
основании предоставленных документов в течение трех рабочих дней
подготовить и издать приказ об организации индивидуального обучения обучающегося;
составлять
и согласовывать с учителями, обучающими ребенка, и родителями
расписание занятий;
контролировать
своевременность проведения индивидуальных занятий, ведение
журнала учета индивидуального обучения обучающихся;
7
контролировать
выполнение учебных программ, аттестацию обучающихся,
оформление документации не реже 1 раза в триместр;
обеспечивать
своевременный подбор и замену учителей.
6. Оформление журнала индивидуальных занятий
6.1. Оформление журнала индивидуальных занятий производится на основании
Положения о ведении школьной документации, утвержденного директором.
6.2. В журнале индивидуальных занятий отражается прохождение программного
материала по всем предметам инвариантной части учебного плана, фиксируются
домашние задания и оценивается текущая успеваемость с выставлением отметок. Все
отметки обучающегося на дому вносятся также и в электронный журнал.
6.3. В случае частичной порчи (полной утраты) журнала индивидуального
обучения на дому составляется акт обследования степени утраты данного документа и
выносится решение по данному факту. В случае невосполнимости данных испорченного
или утерянного журнала комиссия составляет соответствующий акт списания и
принимает решение о перенесении сохранившихся данных в новый журнал. Утраченные
данные восстанавливаются по имеющимся в распоряжении учителя документам: тетради
обучающегося, поурочные и тематические планы.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение об организации индивидуального обучения детей на
дому является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете
школы
и
утверждается
приказом
директора
организации,
осуществляющей
образовательную деятельность.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются
в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
7.3. Положение об организации индивидуального обучения детей на дому
принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов
и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
8