Русский язык

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Глажевская средняя общеобразовательная школа»
Приложение 1 к ООП СОО, утвержденной
приказом директора МОУ «Глажевская СОШ»
№91/6 от 30.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 10-11 классов

п. Глажево, 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа разработана с целью оказания методической помощи
учителю русского языка в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в школьном образовании и активные методики обучения.
Примерная рабочая программа позволит учителю: 1) реализовать в процессе преподавания русского языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных
и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования; 2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Русский язык»
по годам обучения в соответствии с ФГОС СОО (Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 с изменениями, внесѐнными Приказами
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1645, от
31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613, Приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24.09.2020 № 519, от 11.12.2020 № 712); Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 №
2/16з); Примерной программой воспитания (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 2.06.2020 № 2/20);
3) разработать календарно-тематическое планирование с учѐтом особенностей конкретного класса, используя рекомендованное примерное распределение учебного времени на
изучение определѐнного раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной
деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса.
Личностные и метапредметные результаты представлены с учѐтом особенностей преподавания русского языка в средней общеобразовательной школе, с учѐтом методических
традиций построения школьного курса русского языка, реализованных в большей части
входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык государствообразующего народа, язык межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования общероссийской гражданской идентичности. Как государственный язык
и язык межнационального общения русский язык является основой социальноэкономического, культурного и духовного объединения народов Российской Федерации.
Изучение русского языка как учебной дисциплины способствует усвоению обучающимися традиционных российских духовно-нравственных ценностей; воспитанию нравственности, любви к Родине, ценностного отношения к русскому языку; формированию
интереса и уважения к языкам и культурам народов России и мира; развитию эмоционального интеллекта, способности понимать и уважать мнение других людей.
Учебный предмет «Русский язык», обеспечивая коммуникативное развитие обучающихся, является в школе не только предметом изучения, но и средством овладения другими учебными дисциплинами в сфере гуманитарных, естественных, математических и других наук. Владение русским языком оказывает непосредственное воздействие на качество
усвоения других школьных предметов, на процессы формирования универсальных интеллектуальных умений, навыков самоорганизации и самоконтроля.
Свободное владение русским языком является основой социализации личности, способной к успешному речевому взаимодействию и социальному сотрудничеству в повседневной и профессиональной деятельности в условиях многонационального государства.

Базовый курс русского языка на заключительном этапе школьного образования, когда на
предыдущем уровне общего образования освоены основные теоретические знания о языке и
речи, сформированы соответствующие умения и навыки, направлен в большей степени на
совершенствование умений эффективно пользоваться языком в разных условиях общения,
повышение речевой культуры старшеклассников, совершенствование их опыта речевого
общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка.
Системообразующей доминантой содержания базового курса русского языка является
направленность на полноценное овладение культурой речи во всех еѐ аспектах (нормативном, коммуникативном и этическом), на развитие и совершенствование коммуникативных
умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию
и взаимопониманию в учебной и практической деятельности.
Важнейшей составляющей учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне являются элементы содержания, ориентированные на формирование и развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся — способности свободно использовать
навыки чтения с целью извлечения информации из текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.) для их понимания, сжатия, трансформации, интерпретации и использования в практической деятельности.
В соответствии с принципом преемственности базовый курс русского языка в средней
общеобразовательной школе основывается на тех знаниях и компетенциях, которые
сформированы на предыдущих уровнях образования, и пре-дусматривает систематизацию
знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях; знаний о тексте, включая
тексты новых форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.).
В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная стилистика. Культура речи».
Курс русского языка на базовом уровне обеспечивает общекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целями изучения русского языка на базовом уровне по программам среднего общего
образования являются:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к
русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения на основе расширения представлений о функциях русского языка в
России и мире; о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка
и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовнонравственных ценностей; формирование ценностного отношения к русскому языку;
овладение русским языком как инструментом личностного развития и формирования
социальных взаимоотношений; понимание роли русского языка в развитии ключевых
компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации;
совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков нормативного употребления языковых единиц и расширение круга используемых
языковых средств; совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;
развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных форматов (гипертексты,
графика, инфографика и др.); совершенствование умений трансформировать, интерпрети-

ровать тексты и использовать полученную информацию в практической деятельности;
обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование
умений анализировать языковые единицы разных уровней, умений применять правила
орфографии и пунктуации, умений определять изобразительно-выразительные средства
языка в тексте.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область
«Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в Примерной рабочей программе, соответствует ФГОС СОО, Примерной основной образовательной программе среднего общего
образования. Учебным планом на изучение русского языка на базовом уровне отводится
136 часов: в 10 классе — 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе — 68 часов (2 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА НА
УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися Примерной рабочей программы по
русскому языку на уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной
и воспитательной деятельности общеобразовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции
личности, патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего
поколения; взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися Примерной рабочей программы по
русскому языку на уровне среднего общего образования должны отражать готовность и
способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией, системой ценностных ориентаций, позитивных убеждений, соответствующих традиционным
ценностям российского общества; расширение жизненного опыта и опыта деятельности в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в
части:
Гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражѐнными в
текстах литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями
и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтѐрской деятельности.
Патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям
народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждѐнность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
Эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждѐнность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому
языку.
Физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью.
Трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей
профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
Экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и
предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися Примерной
рабочей программы по русскому языку среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своѐ эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть
направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
своѐ поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учѐтом собственного речевого и читательского опыта.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными познавательными дейст-виями
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать еѐ всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и
обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;
разрабатывать план решения проблемы с учѐтом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому языку;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учѐтом собственного речевого и читательского опыта.
Базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в

контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по
русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической,
терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях;
выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии еѐ решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать
их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, приобретѐнному опыту;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия — в профессиональную среду;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы
решения проблем.
Работа с информацией:
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учѐтом назначения информации и еѐ целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация,
таблица, схема и др.);
оценивать достоверность, легитимность информации, еѐ соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести
диалог;
развѐрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своѐ мнение,
строить высказывание.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учѐтом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия
по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учѐтом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учѐтом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;
оценивать приобретѐнный опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приѐмы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
Принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать своѐ право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о
лингвистике как науке.
Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику, отражающую традиционные российские духовно-нравственные ценности в художественных
текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью
лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.); комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры народа (в рамках изученного).
Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, одного из
мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации, ФЗ
«О государственном языке Российской Федерации», ФЗ «О языках народов Российской Федерации»).
Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго), знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти знания в речевой практике.

Язык и речь. Культура речи
Система языка. Культура речи
Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и уровни
языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней языковой системы.
Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики.
Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи,
приводить соответствующие примеры.
Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам современного русского литературного языка.
Иметь представление о языковой норме, еѐ видах.
Использовать словари русского языка в учебной деятельности.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
Выполнять фонетический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте.
Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с
точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного
русского литературного языка.
Использовать орфоэпический словарь.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Выполнять лексический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства лексики.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки
зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать лексические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования
стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики.
Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов; словарь
иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы
Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с
точки зрения особенностей употребления сложносокращѐнных слов (аббревиатур).
Использовать словообразовательный словарь.
Морфология. Морфологические нормы
Выполнять морфологический анализ слова.
Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки
зрения соблюдения морфологических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать морфологические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев употребления имѐн существительных, имѐн прилагательных, имѐн числительных, местоимений,
глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного).
Использовать словарь грамматических трудностей, справочники.

Орфография. Основные правила орфографии
Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии.
Выполнять орфографический анализ слова.
Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в рамках изученного).
Соблюдать правила орфографии.
Использовать орфографический словарь.
Речь. Речевое общение
Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объѐм устных монологических высказываний — не менее 100 слов; объѐм диалогического высказывания — не менее 7—8 реплик).
Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский
проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объѐм сочинения — не менее
150 слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приѐмы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и др. (объѐм текста для чтения — 450—500 слов; объѐм прослушанного или прочитанного текста для пересказа от
250 до 300 слов).
Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и т. п.; использовать
правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, повсе-дневном общении, интернет-коммуникации.
Употреблять языковые средства с учѐтом речевой ситуации.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного
языка.
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной
в нѐм информации в речевой практике.
Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и
скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно/на слух.
Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объѐм сочинения — не менее
150 слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приѐмы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и др. (объѐм текста для чтения — 450—500 слов; объѐм прослушанного или прочитанного текста для пересказа от
250 до 300 слов).
Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия и др.).

Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические
и речевые ошибки.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
10 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как знаковая система. Основные функции языка.
Лингвистика как наука.
Язык и культура.
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, национальный язык русского народа, один из мировых языков.
Формы существования русского национального языка. Литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго. Роль литературного языка в обществе.
Язык и речь. Культура речи
Система языка. Культура речи
Система языка, еѐ устройство, функционирование.
Культура речи как раздел лингвистики.
Языковая норма, еѐ основные признаки и функции.
Виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические).
Орфографические и пунктуационные правила (обзор, общее представление). Стилистические нормы современного русского литературного языка (общее представление).
Качества хорошей речи.
Основные виды словарей (обзор). Толковый словарь. Словарь омонимов. Словарь иностранных слов. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Словарь паронимов. Этимологический словарь. Диалектный словарь. Фразеологический словарь. Словообразовательный
словарь. Орфографический словарь. Орфоэпический словарь. Словарь грамматических
трудностей. Комплексный словарь.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Фонетический анализ слова. Изобразительно-выразительные средства фонетики (повторение,
обобщение).
Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов. Нормы ударения в современном литературном русском языке.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Лексикология и фразеология как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Лексический анализ слова. Изоб-разительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение (повторение, обобщение).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Многозначные слова и омонимы, их употребление. Синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Иноязычные слова и их употребление. Лексическая сочетаемость. Тавтология.
Плеоназм.
Функционально-стилистическая окраска слова. Лексика общеупотребительная, разговорная и книжная. Особенности употребления.

Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Лексика нейтральная, высокая, сниженная.
Эмоционально-оценочная окраска слова (неодобрительное, ласкательное, шутливое и пр.).
Особенности употребления.
Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы
Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение, обобщение).
Морфемный и словообразовательный анализ слова. Словообразовательные трудности (обзор). Особенности употребления сложносокращѐнных слов (аббревиатур).
Морфология. Морфологические нормы
Морфология как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Морфологический анализ слова. Особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
Морфологические нормы современного русского литературного языка (общее представление).
Основные нормы употребления имѐн существительных: форм рода, числа, падежа.
Основные нормы употребления имѐн прилагательных: форм степеней сравнения, краткой формы.
Основные нормы употребления количественных, порядковых и собирательных числительных.
Основные нормы употребления местоимений: формы 3-го лица личных местоимений,
возвратного местоимения себя.
Основные нормы употребления глаголов: некоторых личных форм (типа победить,
убедить, выздороветь), возвратных и невозвратных глаголов; образования некоторых глагольных форм: форм прошедшего времени с суффиксом -ну-, форм повелительного
наклонения.
Орфография. Основные правила орфографии
Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Принципы и разделы
русской орфографии. Правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания;
употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического
сокращения слов.
Орфографические правила. Правописание гласных в корне.
Употребление разделительных ъ и ь.
Правописание приставок. Буквы ы — и после приставок.
Правописание суффиксов.
Правописание н и нн в словах различных частей речи.
Правописание не и ни.
Правописание окончаний имѐн существительных, имѐн прилагательных и глаголов.
Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности (повторение, обобщение).
Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация и
еѐ компоненты (адресант и адресат; мотивы и цели, предмет и тема речи; условия общения).
Речевой этикет. Основные функции речевого этикета (установление и поддержание
контакта, демонстрация доброжелательности и вежливости, уважительного отношения
говорящего к партнѐру и др.). Устойчивые формулы русского речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и т. п.
Публичное выступление и его особенности. Тема, цель, основной тезис (основная

мысль), план и композиция пуб-личного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учѐтом его цели, особенностей адресата, ситуации общения.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Текст, его основные признаки (повторение, обобщение).
Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее представление).
Информативность текста. Виды информации в тексте. Информационно-смысловая переработка прочитанного и прослушанного текста, включая гипертекст, графику, инфографику и др.
План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование представлено по годам обучения, в нѐм указано рекомендуемое количество часов, отводимое на изучение
тем, повторение и различного вида контрольные работы.
Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.
10 КЛАСС
Общее количество — 68 часов.
Рекомендуемое количество часов для организации повторения — 6 часов, из них в начале учебного года — 2 часа; в конце учебного года — 4 часа.
Рекомендуемое количество часов для организации и проведения итогового контроля (включая сочинения, изложения, контрольные и проверочные работы) — 4 часа.
Тематические
блоки, темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Общие сведения о языке (5 ч)
Язык как знаковая
система. Основные
функции языка.
Лингвистика как
наука

Знаки неязыковые и языковые.
Язык как система знаков особого
рода. Языковые единицы и их отношение к знакам.

Анализировать неязыковые знаки, выявлять характерные признаки знака.
Сравнивать языковые и неязыковые знаки.
Выявлять специфику языкового знака по сравнению с другими (неязыковыми) знаками (на отдельных примерах).

Язык как средство общения и формирования мысли. Русский язык
как объект научного изучения

Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы
для решения учебных задач

Язык и культура

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке традици-

Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения;
лексику, отражающую традиционные российские духовно-нравственные

Русский язык —
государственный
язык Российской
Федерации, средство межнационального общения,
национальный язык
русского народа,
один из мировых
языков

онных российских духовнонравственных ценностей, культуры
русского и других народов России
и мира

ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения
данных лексических единиц с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них культуры и истории русского народа (в рамках изученного)

Внутренние и внешние функции
русского языка

Анализировать текст статьи 68 Конституции Российской Федерации, ФЗ
«О государственном языке Российской Федерации», ФЗ «О языках народов
Российской Федерации».
Комментировать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России,
одного их мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской
Федерации, ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», ФЗ
«О языках народов Российской Федерации»)

Данный вид учебной деятельности предусматривается при изучении всех разделов и тем школьного курса русского языка 10—11 классов.
Формы существования русского национального языка

Литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго.
Роль литературного языка в обществе

Различать и характеризовать основные признаки литературного языка,
просторечия, народных говоров, профессиональных разновидностей, жаргона, арго.
Выявлять особенности литературного языка в отличие от других форм существования русского литературного языка.
Характеризовать роль русского литературного языка в обществе.
Анализировать и оценивать текст (устный и письменный) с точки зрения
уместности использования диалектной лексики, профессионализмов (с опорой на толковые словари, диалектные словари, «Толковый словарь живого
великорусского языка» В. И. Даля), с точки зрения этичности употребления
просторечных слов и выражений, жаргона.
Использовать знания о формах существования русского национального
языка в речевой практике

Язык и речь. Культура речи
Система языка. Культура речи (5 ч)
Система языка, еѐ
устройство, функционирование

Язык как система. Единицы и
уровни языка, их связи и отношения (повторение, обобщение)

Характеризовать единицы разных уровней языка в предъявленном тексте,
приводить примеры взаимосвязи между ними

Культура речи как
раздел лингвистики

Основные аспекты культуры речи:
нормативный, коммуникативный и
этический

Характеризовать понятие культуры речи и соответствующий раздел лингвистики.
Комментировать аспекты (компоненты) культуры речи, приводить соответствующие примеры

Языковая норма, еѐ
основные признаки
и функции. Виды
языковых норм.
Качества хорошей
речи

Понятие нормы литературного
языка. Норма обязательная и допускающая выбор (общее представление). Орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические) нормы (обзор, общее представление).
Орфографические и пунктуационные правила (обзор, общее представление). Стилистические нормы
современного русского литературного языка (общее представление).
Качества хорошей речи: коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи

Различать виды норм русского литературного языка, приводить соответствующие примеры.
Анализировать и характеризовать устный и письменный текст с точки
зрения уместности, точности, ясности, выразительности речи, с точки зрения соблюдения этических норм.
Использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи.

Основные виды словарей. Толко-

Характеризовать основные виды лингвистических словарей, их назначе-

Основные виды

Осуществлять выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со
сферами и ситуациями речевого общения

словарей

вый словарь. Словарь омонимов.
Словарь иностранных слов. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Словарь паронимов. Диалектный словарь. Фразеологический
словарь. Словообразовательный
словарь. Орфографический словарь. Орфоэпический словарь.
Словарь грамматических трудностей. Комплексный словарь

ние.
Комментировать строение словарной статьи основных словарей русского
языка.
Использовать основные лингвистические словари и справочники в учебной
деятельности

Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы (3 ч)
Фонетика и орфоэпия как разделы
лингвистики (повторение, обобщение). Изобразительно-выразительные
средства фонетики
(повторение, обобщение)

Фонетика и орфоэпия как разделы
лингвистики. Основные понятия
фонетики (повторение, обобщение). Фонетический анализ слова.
Изобразительно-выразительные
средства фонетики: ассонанс, аллитерация

Выполнять фонетический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте,
характеризовать их стилистическую роль

Орфоэпические
(произносительные
и акцентологические) нормы

Основные нормы современного
литературного произношения: произношение безударных гласных
звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение
некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов. Нормы ударения в
современном русском языке

Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых
грамматических форм, иноязычных слов.
Оценивать и корректировать высказывания с точки зрения соблюдения
основных произносительных и акцентологических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка.
Использовать орфоэпический словарь

Лексикология и фразеология. Лексические нормы (8 ч)
Лексикология и
фразеология как
разделы лингвистики (повторение,
обобщение). Изобразительновыразительные
средства лексики
(повторение, обобщение)

Лексикология и фразеология как
разделы лингвистики. Основные
понятия лексикологии и фразеологии. Лексический анализ слова.
Изобразительно-выразительные
средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение (повторение,
обобщение)

Выполнять лексический анализ слова.
Приводить примеры изобразительно-выразительных средств лексики.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения использованных в
нѐм изобразительно-выразительных средств лексики. Комментировать стилистическую роль использованных в тексте изобразительно-выразительных
средств лексики.
Использовать толковый словарь

Основные лексические нормы современного русского
литературного языка

Выбор слова в зависимости от его
лексического значения. Многозначные слова и омонимы, их употребление. Синонимы, антонимы,
паронимы и их употребление. Иноязычные слова и их употребление.
Выбор слова в зависимости от его
лексической сочетаемости. Речевая
избыточность как нарушение лексической нормы (тавтология, плеоназм)

Определять лексическое значение слова. Различать многозначные слова и
омонимы, употреблять их в соответствии с лексическими значениями.
Подбирать синонимы и антонимы к слову, строить синонимические ряды.
Сравнивать слова, входящие в синонимическую/антонимическую пару,
синонимический ряд, характеризовать их значения.
Выбирать нужное слово из ряда синонимов.
Различать паронимы, определять их лексические значения.
Употреблять синонимы, антонимы, паронимы в соответствии с их лексическими значениями.
Употреблять слово с учѐтом его лексической сочетаемости.
Употреблять иноязычные слова с учѐтом коммуникативной целесообразности.
Анализировать, оценивать и корректировать высказывания (в том числе
собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного
русского литературного языка.
Анализировать текст с точки зрения речевой избыточности.
Корректировать текст с целью устранения плеоназма и тавтологии.
Использовать толковый словарь, словарь омонимов, словарь иностранных
слов, словарь синонимов, словарь антонимов, словарь паронимов

Функциональностилистическая
окраска слова

Функционально-стилистическая
окраска слова. Лексика общеупотребительная, разговорная и книжная; особенности использования.
Особенности употребления просторечных, жаргонных и диалектных слов

Различать слова, соответствующие нормам литературного языка (стилистически нейтральные, книжные, разговорные), и слова, не соответствующие
нормам литературного словоупотребления (просторечные слова, диалектизмы, жаргонизмы).
Характеризовать слово с точки зрения функционально-стилистической
окраски.
Анализировать, оценивать
и корректировать высказывания с точки зрения использования книжных и
разговорных, просторечных слов, диалектизмов и жаргонизмов.
Употреблять функционально-стилистически окрашенные слова с учѐтом
речевой ситуации.
Использовать толковый словарь, диалектные словари, «Толковый словарь
живого великорусского языка» В. И. Даля

Экспрессивностилистическая
окраска слова

Нейтральная, высокая, сниженная
лексика. Эмоционально-оценочная
окраска слова (неодобрительное,
ласкательное, шутливое и пр.).
Уместность использования эмоционально-оценочной лексики

Различать устаревшую и новую лексику, высокие (торжественные) и сниженные слова и словосочетания.
Анализировать устный и письменный текст с точки зрения уместности использования в нѐм высокой и сниженной лексики; эмоционально-оценочных
слов.

Особенности употребления фразеологизмов и крылатых слов

Определять значения фразеологических оборотов и крылатых слов.
Употреблять фразеологические обороты и крылатые слова с учѐтом речевой ситуации.
Анализировать, оценивать и корректировать высказывания (в том числе
собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного
русского литературного языка.
Использовать фразеологический словарь, словарь крылатых слов

Фразеология русского языка (повторение, обобщение).
Крылатые слова

Употреблять экспрессивно-стилистическую, эмоционально-оценочную
лексику с учѐтом речевой ситуации.
Использовать толковый словарь

Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы (2 ч)

Морфемика
и словообразование
как разделы лингвистики (повторение,
обобщение)

Морфемика и словообразование
как разделы лингвистики. Основные понятия морфемики и словообразования (повторение, обобщение).
Морфемный и словообразовательный анализ слова

Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова

Словообразовательные нормы

Словообразовательные трудности
(обзор). Аббревиатуры инициальные, слоговые, состоящие из сочетания начальной части слова с целым словом и др. Род и склонение
аббревиатур

Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения особенностей употребления аббревиатур.
Соблюдать нормы употребления аббревиатур.
Использовать школьный словообразовательный словарь

Морфология. Морфологические нормы (6 ч)
Морфология как
раздел лингвистики
(повторение, обобщение)

Основные понятия морфологии как
раздела лингвистики. Морфологический анализ слова. Особенности
употребления в тексте слов разных
частей речи

Выполнять морфологический анализ слова.
Характеризовать особенности употребления в тексте слов разных частей
речи, комментировать их стилистические функции

Морфологические
нормы современного русского литературного языка (общее представление)
Основные нормы
употребления имѐн
существительных

Морфологические нормы современного русского литературного
языка (общее представление).
Основные нормы образования и
употребления форм имѐн существительных (формы именительного падежа множественного числа;
родительного падежа единственного и множественного числа; род
иноязычных слов)

Анализировать и характеризовать особенности образования и употребления форм имѐн существительных.
Оценивать и корректировать высказывания (в том числе собственные) с
точки зрения соблюдения морфологических норм.
Соблюдать основные нормы употребления имѐн существительных.
Использовать словари грамматических трудностей, справочники

Основные нормы
употребления имѐн
прилагательных

Основные нормы образования и
употребления форм качественных
имѐн прилагательных (формы простой и составной сравнительной и
превосходной степеней сравнения;
краткая форма)

Анализировать и характеризовать особенности образования и употребления форм степеней сравнения, краткой формы имени прилагательного.
Оценивать и корректировать высказывания (в том числе собственные) с
точки зрения соблюдения морфологических норм.
Соблюдать основные нормы употребления имѐн прилагательных. Использовать словари грамматических трудностей, справочники

Основные нормы
употребления имѐн
числительных

Основные нормы образования и
употребления падежных форм количественных, порядковых и собирательных числительных

Анализировать и характеризовать образование и употребление падежных
форм количественных, порядковых и собирательных числительных.
Оценивать и корректировать высказывания (в том числе собственные) с
точки зрения соблюдения морфологических норм.
Употреблять имена числительные в соответствии с нормами современного
русского литературного языка. Использовать словари грамматических
трудностей, справочники

Основные нормы
употребления местоимений

Нормы склонения и употребления
личных местоимений и возвратного местоимения себя

Анализировать и характеризовать особенности употребления формы 3-го
лица личных местоимений, возвратного местоимения себя. Оценивать и
корректировать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения
соблюдения морфологических норм.
Употреблять личные местоимения и возвратное местоимение в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Использовать словари грамматических трудностей, справочники

Основные нормы
употребления глаголов

Основные нормы образования и
употребления некоторых личных
форм глагола (типа победить, убедить, выздороветь), возвратных и
невозвратных глаголов; образования некоторых глагольных форм:
форм прошедшего времени глаголов с суффиксом -ну-, форм повелительного наклонения

Анализировать и характеризовать особенности образования и употребления некоторых личных форм глагола, возвратных и невозвратных глаголов
(в рамках изученного). Оценивать и корректировать высказывания (в том
числе собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм. Соблюдать основные нормы употребления некоторых личных форм глагола,
возвратных и невозвратных глаголов в соответствии с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного). Использовать словари грамматических трудностей, справочники

Орфография. Основные правила орфографии (14 ч)
Орфография как
раздел лингвистики
(повторение, обобщение)

Принципы и разделы русской орфографии. Орфографический анализ слова. Правописание морфем;
слитные, дефисные и раздельные
написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического
сокращения слов

Приводить примеры, иллюстрирующие принципы и разделы русской орфографии.
Выполнять орфографический анализ слова.
Соблюдать орфографические нормы.
Использовать орфографические словари

Правописание гласных и согласных в
корне

Правила правописания слов с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными в корне. Правила правописания
слов с проверяемыми и непроверяемыми звонкими и глухими, непроизносимыми, удвоенными согласными в корне

Сравнивать слова с орфограммами в корне. Осуществлять выбор правила,
регулирующего верное написание гласных и согласных в корне.
Выполнять орфографический анализ слов с орфограммами в корне.
Анализировать текст с точки зрения соблюдения в нѐм орфографических
правил. Применять орфографические правила в речевой практике.
Использовать орфографические словари

Употребление разделительных ъ и ь

Правила правописания слов с разделительными ъ и ь

Сравнивать слова с разделительными ъ и ь. Осуществлять выбор правила,
регулирующего написание слов с разделительными ъ и ь.
Выполнять орфографический анализ слов с разделительными ъ и ь.
Анализировать текст с точки зрения соблюдения в нѐм орфографических
правил. Применять орфографические правила в речевой практике.
Использовать орфографические словари

Правописание приставок. Буквы ы —
и после приставок

Правила правописания слов с неизменяемыми приставками, приставками на -з (-с), приставками
пре- и при-. Правила правописания
слов с буквами ы — и после приставок

Сравнивать слова с неизменяемыми приставками, приставками на -з (-с),
приставками пре- и при-, буквами ы — и после приставок. Осуществлять
выбор правила, регулирующего написание слов с неизменяемыми приставками, приставками на -з (-с), приставками пре- и при-, буквами ы — и после
приставок.
Выполнять орфографический анализ слов с неизменяемыми приставками,
приставками
на -з (-с), приставками пре- и при-, буквами ы — и после приставок. Анализировать текст с точки зрения соблюдения в нѐм орфографических правил.
Применять орфографические правила в речевой практике.
Использовать орфографические словари

Правописание суффиксов

Правила правописания суффиксов
имѐн существительных, имѐн прилагательных, глаголов, причастий,
деепричастий, наречий

Осуществлять выбор правила, регулирующего написание имѐн существительных, имѐн прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий, наречий
с орфограммой в суффиксах.
Выполнять орфографический анализ имѐн существительных, имѐн прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий, наречий с орфограммой в
суффиксах.
Анализировать текст с точки зрения соблюдения в нѐм орфографических
правил. Применять орфографические правила в речевой практике.
Использовать орфографические словари

Правописание н и
нн в словах различных частей речи

Правила правописания н и нн в
именах существительных, именах
прилагательных, глаголах, причастиях, наречиях

Сравнивать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, причастия, наречия с н и нн в суффиксах.
Осуществлять выбор правила, регулирующего написание н и нн в суффиксах имѐн существительных, имѐн прилагательных, глаголов, причастий,
наречий.
Выполнять орфографический анализ употреблѐнных в тексте имѐн существительных, имѐн прилагательных, глаголов, причастий, наречий с н и нн в
суффиксах.
Анализировать текст с точки зрения соблюдения в нѐм орфографических
правил. Применять орфографические правила в речевой практике.
Использовать орфографические словари

Правописание не и
ни

Правила правописания слов с не и
ни (не и ни в отрицательных и неопределѐнных местоимениях,
наречиях при двойном отрицании,
в восклицательных и вопросительных предложениях, устойчивых
оборотах, сложноподчинѐнных
предложениях с придаточными
уступительными)

Сравнивать примеры правописания не и ни. Разграничивать правила правописания не и ни. Осуществлять выбор правила, регулирующего верное
написание не и ни.
Выполнять орфографический анализ употреблѐнных в тексте примеров
написания не и ни.
Анализировать текст с точки зрения соблюдения орфографических правил.
Применять орфографические правила в речевой практике.
Использовать орфографические словари

Правописание
окончаний имѐн
существительных,
имѐн прилагательных и глаголов

Правила правописания безударных
окончаний имѐн существительных,
имѐн прилагательных и глаголов

Сравнивать имена существительные, имена прилагательные, глаголы с безударными окончаниями. Осуществлять выбор правила, регулирующего
верное написание имѐн
существительных, имѐн прилагательных, глаголов с безударными окончаниями.
Выполнять орфографический анализ употреблѐнных в тексте имѐн существительных, имѐн прилагательных, глаголов с безударными окончаниями.
Анализировать текст с точки зрения соблюдения в нѐм орфографических
правил. Применять орфографические правила в речевой практике.
Использовать орфографические словари

Слитное, дефисное
и раздельное написание слов

Правила слитного, дефисного и
раздельного написания сложных
имѐн существительных, имѐн прилагательных, наречий, предлогов,
союзов, частиц

Сравнивать примеры слитного, дефисного и раздельного написания сложных имѐн существительных, имѐн прилагательных, наречий, предлогов, союзов, частиц. Осуществлять выбор правила, регулирующего слитное, дефисное и раздельное написание имѐн существительных, имѐн прилагательных, наречий, предлогов, союзов, частиц.
Выполнять орфографический анализ примеров слитного, дефисного и раздельного написания употреблѐнных в тексте сложных имѐн существительных, имѐн прилагательных, наречий, предлогов, союзов, частиц. Анализировать текст с точки зрения соблюдения в нѐм орфографических правил.
Применять орфографические правила.
Использовать орфографические словари

Речь. Речевое общение (5 ч)
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности
(повторение, обобщение)

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение,
письмо. Основные особенности
каждого вида речевой деятельности.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма

Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров.
Употреблять языковые средства с учѐтом речевой ситуации (объѐм устных
монологических высказываний — не менее 100 слов; объѐм диалогического
высказывания — не менее 7—8 реплик)1.
Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на лингвистическую и другие темы. Использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для
решения учебных задач.
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приѐмы информационно-смысловой переработки
прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и др. (объѐм текста для чтения — 450—500 слов; объѐм прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов); объѐм
сочинения — не менее 150 слов.

Речевое общение и
его виды. Основные
сферы речевого общения. Речевая ситуация и еѐ компоненты

Общение как одна из главных потребностей человека. Роль общения
в жизни человека. Виды речевого
общения: официальное и неофициальное. Основные сферы речевого
общения. Речевая ситуация и еѐ
компоненты (адресант и адресат;
мотивы и цели, предмет и тема речи; условия общения)

Иметь представление о нормах речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения.
Учитывать в процессе речевого общения речевую ситуацию. Выбирать
речевую тактику и языковые средства с учѐтом речевой ситуации.
Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения, успешности в достижении прогнозируемого
результата

Речевой этикет

Основные функции речевого этикета (установление и поддержание
контакта, демонстрация доброжелательности и вежливости, уважи-

Характеризовать нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и т. п. Использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в

Публичное выступление

тельного отношения говорящего к
партнѐру и др.). Устойчивые формулы русского речевого этикета
применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и т. п.

повседневном общении, интернет-коммуникации

Публичное выступление и его особенности. Тема, цель, основной
тезис (основная мысль), план и
композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор
языковых средств оформления
публичного выступления с учѐтом
его цели, особенностей адресата,
ситуации общения

Различать основные виды публичной речи по их основной цели. Анализировать образцы публичной речи с точки зрения еѐ композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных
задач. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшой информационной, убеждающей речью

Текст. Информационно-смысловая переработка текста (10 ч)
Текст, его основные
признаки (повторение, обобщение)

Цельность, членимость, относительная законченность текста.
Связность текста. Способы связи
предложений и абзацев в тексте.
Средства связи предложений и абзацев в тексте: лексические, морфологические, синтаксические (повторение, обобщение)

Характеризовать текст с точки зрения соответствия основным признакам.
Выявлять способы и средства связи предложений и абзацев в тексте.
Использовать знание признаков текста в процессе его создания и корректировки

Логико-смысловые
отношения между
предложениями в
тексте (общее пред-

Причинно-следственные отношения между предложениями в тексте
(приведение доводов и примеров,
выведение следствия и др.). Отно-

Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Характеризовать логико-смысловые отношения между предложениями в
тексте.
Корректировать текст с учѐтом знаний о логико-смысловых отношениях

ставление)

шения сопоставления и противопоставления (аналогия, антитеза)

между предложениями в тексте

Информативность
текста. Виды информации в тексте

Текст как информационное целое.
Основная и дополнительная, фактуальная, концептуальная и подтекстовая информация текста.
Тексты новой природы: гипертекст,
графика, инфографика и др.

Анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и
скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно/на слух.
Использовать разные формы предъявления информации

Информационносмысловая переработка текста.
План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия

План простой и сложный; назывной, вопросный.
Особенности тезисов, конспекта
как вторичных текстов.
Обязательные структурные компоненты реферата, аннотации. Реферат на основе одного или нескольких источников. Основные структурные компоненты отзыва, рецензии

Осуществлять информационно-смысловую переработку прочитанного и
прослушанного текста.
Предъявлять информацию текста в форме плана (простого и сложного;
назывного, вопросного), в форме тезисов, конспекта.
Создавать реферат на основе одного или нескольких источников.
Составлять аннотацию, отзыв, рецензию


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».