Литература

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Глажевская средняя общеобразовательная школа»
Приложение 1 к ООП СОО, утвержденной
приказом директора МОУ «Глажевская СОШ»
№91/6 от 30.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литература»
для обучающихся 10 классов

п. Глажево, 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа разработана с целью оказания методической помощи
учителю литературы в создании рабочей программы по учебному предмету «Литература»
(на углублѐнном уровне), изучение которого ориентировано на получение
компетентностей для последующей профессиональной деятельности как в рамках
предметной области «Русский язык и литература», так и в смежных с ней областях.
Примерная рабочая программа позволит учителю реализовать в процессе преподавания
литературы на углублѐнном уровне современные подходы к формированию личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования; определить
обязательную (инвариантную) часть содержания учебного курса по литературе;
определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного
предмета «Литература» по годам обучения в соответствии с ФГОС СОО (утв. Приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. №41317, с изменениями и
дополнениями от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613),
Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (в
редакции протокола №2/16-з от 28.06.2016 федерального учебно-методического
объединения по общему образованию).
Примерная рабочая программа позволит учителю разработать календарнотематическое планирование, распределить обязательное предметное содержание на два
года обучения в соответствии с ресурсом учебного времени, выделяемого на изучение
разделов/тем курса, особенностями предмета «Литература» на углублѐнном уровне, с
учѐтом основных видов учебной деятельности для освоения учебного материала
обучающимися старшей школы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» способствует формированию духовного облика и
нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, приобщению
их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в средней школе на углублѐнном
уровне составляют чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и
зарубежной литературы второй половины ХIХ — начала ХХI века, расширение
литературного контента, углубление восприятия и анализ художественных произведений
в историко-литературном и историко-культурном контекстах, интерпретация
произведений в соответствии с возрастными особенностями старшеклассников, их
литературным развитием, жизненным и читательским опытом.
Литературное образование на углублѐнном уровне в средней школе преемственно по
отношению к курсу литературы в основной школе и сопрягается с курсом литературы,
изучаемым на базовом уровне. В процессе изучения литературы в старших классах
происходит углубление и расширение межпредметных связей с курсом русского языка,
истории и предметов художественного цикла, с разными разделами филологической
науки и видами искусств на основе использования как аппарата литературоведения, так и
литературной критики, что способствует формированию художественного вкуса и
эстетического отношения к окружающему миру, развитию умений квалифицированного
читателя, способного к глубокому восприятию, пониманию и интерпретации
произведений художественной литературы.
В Примерной рабочей программе учтены этапы российского историко-литературного
процесса второй половины ХIХ — начала ХХI века, представлены разделы, включающие
произведения литератур народов России и зарубежной литературы.

Основные виды деятельности обучающихся указаны при изучении каждой
монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых
результатов обучения.
Отличие углублѐнного уровня литературного образования от базового обусловлено
планируемыми предметными результатами, которые реализуются в отношении наиболее
мотивированных и способных обучающихся в соответствии с учебным планом
образовательной организации, обеспечивающей профильное обучение. Литературное
образование в старшей школе на углублѐнном уровне предполагает более активное
использование самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся,
являющейся способом введения старшеклассников в ту или иную профессиональную
практику, связанную с профильным гуманитарным образованием.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в средней школе состоят в сформированности
чувства причастности к отечественным культурным традициям, лежащим в основе
исторической преемственности поколений, и уважительного отношения к другим
культурам; в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких
этических идеалов; осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой
части культуры и взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности. Реализация этих целей связана с развитием
читательских качеств и устойчивого интереса к чтению как средству приобщения к
российскому литературному наследию и сокровищам отечественной и зарубежной
культуры и базируется на знании содержания произведений, осмыслении поставленных в
литературе проблем, формировании у обучающихся литературного вкуса, развитии
филологической культуры, ведущей к овладению комплексным филологическим анализом
художественного текста, осмыслению функ-циональной роли теоретико-литературных
понятий, пониманию коммуникативно-эстетических возможностей языка литературных
произведений, а также позволяет совершенствовать устную и письменную речь
обучающихся на примере лучших литературных образцов, создавать собственные
письменные творческие работы и устные доклады о прочитанных книгах, осуществлять
целенаправленную подготовку к будущей профессиональной деятельности, связанной с
гуманитарной сферой. Достижение указанных целей возможно при комплексном решении
учебных и воспитательных задач, стоящих перед старшей школой и сформулированных
во ФГОС СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства причастности к отечественным традициям
и осознанием исторической преемственности поколений, включением в языковое
пространство русской культуры, воспитанием ценностного отношения к литературе как
неотъемлемой части культуры, состоят в систематическом приобщении старшеклассников
к наследию отечественной и зарубежной классики и лучшим образцам современной
литературы; воспитании уважения к отечественной классической литературе как
социокультурному и эстетическому феномену; освоении в ходе еѐ изучения духовного
опыта человечества, этико-нравственных, философско-мировоззренческих, социальнобытовых, культурных традиций и ценностей; воспитании личности, способной к
созидательной гуманитарной деятельности в современном мире и осознанию культурной
самоидентификации на основе изучения литературных произведений.
Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как средству
познания отечественной и других культур, уважительного отношения к ним,
приобщением к российскому литературному наследию и через него — к традиционным
ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры, ориентированы на
воспитание и развитие постоянной потребности обучающихся в чтении художественных
произведений в течение всей жизни; знание содержания и осмысление ключевых проблем
произведений русской, мировой классической и современной литературы, в том числе

литератур народов России; сознательное включение чтения в собственную досуговую
деятельность и умение планировать и корректировать свою программу чтения;
участвовать во внеурочных мероприятиях, содействующих повышению интереса к
литературе, чтению, образованию, книжной культуре, и вовлекать к этот процесс своих
сверстников.
Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением современными
читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов,
самостоятельного истолкования прочитанного, направлены на развитие умений
комплексного филологического анализа художественного текста и осмысление
функциональной роли теоретико-литературных понятий, в том числе анализа и
интерпретации литературного произведения как художественного целого с учѐтом
историко-литературной обусловленности, культурного контекста и связей с
современностью на основе понимания и осмысленного использования в процессе анализа
и интерпретации произведений художественной литературы терминологического
аппарата современного литературоведения, а также элементов искусствоведения,
театроведения, киноведения.
Кроме того, эти задачи связаны с развитием понятия об историко-литературном
процессе и его основных закономерностях, о множественности литературнохудожественных стилей разных эпох, литературных направлениях, течениях, школах, об
индивидуальном авторском стиле; выявлением взаимообусловленности элементов формы
и содержания литературного произведения, а также образов, тем, идей, проблем,
способствующих осмыслению художественной картины жизни, созданной автором в
литературном произведении, и авторской позиции; развитием представления о специфике
литературы как вида искусства, культуры читательского восприятия, качеств
квалифицированного читателя, обладающего образным и аналитическим мышлением,
эстетическим вкусом, интеллектуальными и творческими способностями, эмоциональной
отзывчивостью, а также умением сопоставлять произведения русской и зарубежной
литературы и сравнивать их с научными, критическими и художественными
интерпретациями в других видах искусств; развитием представлений об основных
направлениях литературной критики, о современных профессиональных подходах к
анализу художественного текста в литературоведении; развитием способности
осуществлять поиск, отбор, анализ, структурирование и предъявление информации с
использованием различных ресурсов, включая работу с книгой в традиционных и
электронных библиотечных системах и медиапространстве; владением основами учебной
проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретико-литературного
характера, в том числе создания медиапроектов; различными приѐмами цитирования и
творческой переработки текстов.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических
возможностей языка, нацелены на развитие представлений о литературном произведении
как явлении словесного искусства и об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка в литературных текстах, на свободное владение разными способами
информационной переработки текстов, на умение анализировать, аргументированно
оценивать и редактировать собственные и чужие высказывания, использовать в своей
исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного литературного
процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в Интернете.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и
является обязательным для изучения. Углублѐнное изучение литературы осуществляется в
соответствии с учебным планом профиля с ориентацией на будущую сферу
профессиональной деятельности обучающихся. В примерном учебном плане предмет

«Литература» в средней школе на углублѐнном уровне преемственен по отношению к
предмету «Литература» в основной школе и основан на базовом курсе литературы. На
изучение литературы в 10—11 классах основного среднего образования отводится 340 ч,
рассчитанных на 34 учебные недели на каждый год обучения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Изучение литературы в средней школе направлено на достижение обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения Программы среднего общего образования по
литературе достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации
в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и
духовно-нравственными ценностями, отражѐнными в произведениях русской литературы,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности,
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися содержания Примерной рабочей
программы по литературе для среднего общего образования должны отражать готовность
и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений,
соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение
жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических,
демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными
ситуациями, изображѐнными в литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного
литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
готовность к гуманитарной и волонтѐрской деятельности.
2. Патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в
контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур
народов России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в

литературе, а также достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде,
отражѐнным в художественных произведениях;
идейная убеждѐнность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность
за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы.
3. Духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном
произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей
художественной литературы;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов России, в том
числе с опорой на литературные произведения.
4. Эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы;
убеждѐнность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по литературе.
5. Физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков
литературных героев.
6. Трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбия, в том числе при чтении
произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с профессио-нальной
деятельностью героев отдельных литературных произведений;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность
в процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в
том числе ориентируясь на поступки литературных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной
читательской деятельности на протяжении всей жизни.
7. Экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем, представленных в художественной
литературе;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества, с учѐтом осмысления опыта литературных героев;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе

показанных в литературных произведениях; умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий, предот-вращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе
представленной в произведениях русской, зарубежной литературы и литератур народов
России.
8. Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные
литературные произведения;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературные
темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы
среднего общего образования, в том числе школьного литературного образования, у
обучающихся
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своѐ эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
своѐ поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный
читательский опыт.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения Примерной рабочей программы по литературе
для среднего общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в
художественном произведении, рассматривать еѐ всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев,
художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения
литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при
изучении литературных произведений, направлений, фактов историко-литературного
процесса;
разрабатывать план решения проблемы с учѐтом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на
собственный читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе
литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на художественные
произведения; обладать способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
обладать видами деятельности для получения нового знания по литературе, его
интерпретации, преобразования и применения в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами современного литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях с учѐтом собственного читательского опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении
литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу еѐ решения, находить аргументы
для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретѐнный опыт, в том числе
читательский;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения
литературных
произведений,
в
познавательную
и
практическую
области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и
задачи, допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией:
владеть навыками получения литературной и другой информации из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по
литературе;
создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат,
аннотация и др.) с учѐтом назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, еѐ
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации,
информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы и во
внеурочной деятельности по предмету;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на
примеры из литературных произведений;
владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе
на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;
развѐрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою
точку зрения с использованием языковых средств;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и
во внеурочной деятельности по литературе;
выбирать тематику и методы совместных действий с учѐтом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по
их достижению: составлять план действий, распределять роли с учѐтом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во
внеурочной деятельности по предмету;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить
и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение
литературных произведений, и в жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с учѐтом
имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, в том числе изображѐнным в художественной
литературе;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на
читательский опыт;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретѐнный опыт с учѐтом литературных знаний;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приѐмы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных
произведений;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
3) принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том
числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев

и проблем, поставленных в художественных произведениях;
признавать своѐ право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по
литературе.
Предметные результаты (10—11 классы)
Предметные результаты по литературе в средней школе должны обеспечивать:
1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и
мировой культуры, сформированность ценностного отношения к литературе как
неотъемлемой части культуры;
2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию
и через него — к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры;
4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историкокультурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской,
зарубежной классической и современной литературы, литератур народов России,
литературной критики, в том числе:
пьеса А. Н. Островского «Гроза»; роман И. А. Гончарова «Обломов»; роман И.
С. Тургенева «Отцы и дети»; стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К. Толстого,
стихотворения и поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова; роман М.
Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» (избранные главы); роман Н.
Г. Чернышевского «Что делать?» (фрагменты); роман Ф. М. Достоевского «Преступление
и наказание»; роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»; одно произведение Н.
С. Лескова; рассказы и пьеса «Вишнѐвый сад» А. П. Чехова; произведения А.
Н. Островского, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А.
П. Чехова (дополнительно по одному произведению каждого писателя по выбору); статьи
литературных критиков H. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. В. Дружинина, А.
А. Григорьева и др. (не менее трѐх статей по выбору); рассказы и пьеса «На дне»
М. Горького; стихотворения и рассказы И. А. Бунина; произведения А. И. Куприна;
стихотворения и поэма «Двенадцать» А. А. Блока; стихотворения К. Д. Бальмонта,
А. Белого, Н. С. Гумилева; стихотворения и поэма «Облако в штанах» В. В. Маяковского;
стихотворения С. А. Есенина, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой; стихотворения и
поэма «Реквием» А. А. Ахматовой; роман М. А. Шолохова «Тихий Дон»; роман М.
А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (или «Белая гвардия»); роман Е. И. Замятина «Мы»;
произведения А. П. Платонова, В. В. Набокова (по одному произведению каждого
писателя по выбору); стихотворения и поэма «По праву памяти» А. Т. Твардовского;
стихотворения и роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» (избранные главы); повесть
«Один день Ивана Денисовича» и произведение «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты) А.
И. Солженицына; произведения литературы второй половины XX— XXI века: не менее
трѐх прозаиков по выбору (в том числе Ф. А. Абрамова, Ч. Т. Айтматова, В. П. Аксенова,
В. П. Астафьева, В. И. Белова, А. Г. Битова, Ю. В. Бондарева, Б. Л. Васильева, К.
Д. Воробьева, В. С. Гроссмана, С. Д. Довлатова, Ф. А. Искандера, В. Л. Кондратьева, В.
П. Некрасова, В. О. Пелевина, В. Г. Распутина, А.Н. и Б. Н. Стругацких, В. Ф. Тендрякова,
Ю. В. Трифонова, А. А. Фадеева, В. Т. Шаламова, В. М. Шукшина и др. ); не менее трѐх
поэтов по выбору (в том числе Б. А. Ахмадулиной, О. Ф. Берггольц, И. А. Бродского, Ю.
И. Визбора, А. А. Вознесенского, В. С. Высоцкого, Ю. В. Друниной, Е. А. Евтушенко, Н.
А. Заболоцкого,
А. С. Кушнера,
Л. Н. Мартынова,
Б. Ш. Окуджавы,
Р.
И. Рождественского, Н. М. Рубцова, Д. С. Самойлова, А. А. Тарковского и др.); пьеса
одного из драматургов по выбору (в том числе А. Н. Арбузова, А. В. Вампилова, А.

М. Володина, В. С. Розова, М. М. Рощина, К. М. Симонова и др.); не менее трѐх
произведений зарубежной литературы (в том числе романы и повести Г. Белля,
Р. Брэдбери, У. Голдинга, Ч. Диккенса, А. Камю, Ф. Кафки, Х. Ли, Г. Г. Маркеса, У.
С. Моэма, Дж. Оруэлла, Э. М. Ремарка, У. Старка, Дж. Сэлинджера, Г. Флобера,
О. Хаксли, Э. Хемингуэя, У. Эко; стихотворения Г. Аполлинера, Ш. Бодлера, П. Верлена,
Э. Верхарна, А. Рембо, Т. С. Элиота; пьесы Г. Ибсена, М. Метерлинка, Б. Шоу и др.); не
менее одного произведения из литератур народов России (в том числе произведения
Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева, Ю. Рытхэу,
Г. Тукая, К. Хетагурова, Ю. Шесталова и др.);
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь
литературных произведений с современностью;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы,
идеи, проблемы и выражать своѐ отношение к ним в развѐрнутых аргументированных
устных и письменных высказываниях; участвовать в дискуссии на литературные темы;
7) осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
8) сформированность умений выразительно (с учѐтом индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов
в каждом классе;
9) владение умениями анализа и интерпретации художественного произведения в
единстве формы и содержания (с учѐтом неоднозначности заложенных в нѐм смыслов и
наличия в нѐм подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий
(в дополнение к изученным в основной школе);
10) владение комплексным филологическим анализом художественного текста;
осмысление функциональной роли теоретико-литературных понятий, в том числе:
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя;
традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и
пространство; миф и литература; историзм, народность; поэтика; историко-литературный
процесс; литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм,
акмеизм, футуризм), постмодернизм; авангард; литературный манифест; литературные
жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская
позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия,
подтекст; символ; интертекст, гипертекст; системы стихосложения (тоническая,
силлабическая, силлабо-тоническая), дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные образы»
в литературе; беллетристика, массовая литература, сетевая литература; взаимосвязь и
взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод; литературная критика;
11) понимание и осмысленное использование терминологического аппарата
современного литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения,
киноведения в процессе анализа и интерпретации произведений художественной
литературы и литературной критики;
12) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать
их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись,
театр, кино, музыка и др.);
13) сформированность представлений о литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и
об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях
художественной литературы и умение применять их в речевой практике;
14) сформированность представлений о стилях художественной литературы разных
эпох, литературных направлениях, течениях, школах, об индивидуальном авторском
стиле;

15) владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования
прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде
аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, сочинений различных
жанров (объѐм сочинения — не менее 250 слов); владение умением редактировать и
совершенствовать собственные письменные высказывания с учѐтом норм русского
литературного языка;
16) владение умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и
теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов; различными
приѐмами цитирования и редактирования текстов;
17) сформированность представлений об основных направлениях литературной
критики, о современных подходах к анализу художественного текста в
литературоведении;
умение
создавать
собственные
литературно-критические
произведения на основе прочитанных художественных текстов;
18) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных
библиотечных систем.
Предметные результаты по классам:
10 класс
1) Осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений на основе установления связей литературы с фактами
социальной жизни, идеологическими течениями и особенностями культурного развития
страны в конкретную историческую эпоху (вторая половина XIX века);
2) осознание взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений
русской и зарубежной литературной классики и собственного интеллектуальнонравственного роста;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
отечественной и других культур, уважительного отношения к ним; осознанное умение
внимательно читать, понимать и самостоятельно интерпретировать художественные,
публицистические и литературно-критические тексты;
4) знание содержания и понимание ключевых проблем произведений русской и
зарубежной классической литературы, а также литератур народов России (вторая половина
XIX века), их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой литературы;
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь
литературных произведений второй половины XIX века со временем написания, с
современностью и традицией; умение раскрывать конкретно-историческое и
общечеловеческое содержание литературных произведений;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы второй
половины XIX века образы, темы, идеи, проблемы и выражать своѐ отношение к ним в
развѐрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; участвовать в
дискуссии на литературные темы; устойчивые навыки устной и письменной речи в
процессе чтения и обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы;
7) осмысление художественной картины жизни, созданной автором в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания; умение эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное
отношение к нему, передавать собственные читательские впечатления и аргументировать
своѐ мнение;
8) сформированность умений выразительно (с учѐтом индивидуальных особенностей

обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или)
фрагментов;
9) овладение умениями анализа и интерпретации художественного произведения в
единстве формы и содержания (с учѐтом неоднозначности заложенных в нѐм смыслов и
наличия в нѐм подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий
(в дополнение к изученным в основной школе);
10) владение комплексным филологическим анализом художественного текста;
осмысление функциональной роли теоретико-литературных понятий, в том числе:
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя;
традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; миф и литература;
историзм, народность; художественное время и пространство; поэтика; историколитературный процесс; литературные направления и течения: романтизм, реализм;
литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика;
авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль,
стилизация; аллюзия, подтекст; символ; интертекст, гипертекст; системы стихосложения
(тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая); «вечные темы» и «вечные образы» в
литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный
перевод; литературная критика;
11) понимание и осмысленное использование терминологического аппарата
современного литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения,
киноведения в процессе анализа и интерпретации произведений художественной
литературы и других видов искусств;
12) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать
их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись,
театр, кино, музыка и др.);
13) сформированность представлений о литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и
об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях
художественной литературы и умение применять их в речевой практике; владение
умением анализировать единицы различных языковых уровней и выявлять их
смыслообразующую роль в произведении;
14) сформированность представлений о стилях художественной литературы разных
эпох, об индивидуальном авторском стиле;
15) владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания
литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного, ведение
диалога о прочитанном в русле обсуждаемой проблематики; информационной переработки
текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также
сочинений различных жанров (не менее 250 слов); владение умением редактировать и
совершенствовать собственные письменные высказывания с учѐтом норм русского
литературного языка;
16) владение умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и
теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов; различными
приѐмами цитирования и редактирования текстов;
17) сформированность представлений об основных направлениях литературной
критики, о современных подходах к анализу художественного текста в
литературоведении;
умение
создавать
собственные
литературно-критические
произведения на основе прочитанных художественных текстов;
18) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных
библиотечных систем.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРА»
10 КЛАСС
Литература второй половины XIX века
А. Н. Островский. Драма «Гроза». Пьесы «Бесприданница», «Свои люди — сочтѐмся»
и др. (одно произведение по выбору).
И. А. Гончаров. Роман «Обломов». Романы и очерки (одно произведение по выбору).
Например, «Обыкновенная история», очерки из книги «Фрегат ”Паллада“» и др.
И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Повести и романы (одно произведение по
выбору). Например, «Первая любовь», «Вешние воды», «Рудин», «Дворянское гнездо» и
др. Статья «Гамлет и Дон Кихот».
Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Silentium!», «Не
то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы
любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас — и всѐ былое...»),
«Певучесть есть в морских волнах…», «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Эти
бедные селенья…», «О вещая душа моя!..», «День и ночь» и др.
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Тройка», «Я не
люблю иронии твоей...», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые
люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»),
«О Муза! я у двери гроба…», «Блажен незлобивый поэт…», «Памяти Добролюбова»,
«Пророк» и др.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
А. А. Фет. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Одним толчком
согнать ладью живую…», «Ещѐ майская ночь», «Вечер», «Это утро, радость эта…»,
«Шѐпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Я тебе
ничего не скажу…», «Заря прощается с землѐю...», «На заре ты еѐ не буди…», «Как беден
наш язык! Хочу и не могу…», «На стоге сена ночью южной…» и др.
А. К. Толстой. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например, «Средь шумного
бала, случайно…», «Колокольчики мои…», «Меня, во мраке и в пыли…», «Двух станов не
боец, но только гость случайный…» и др.
Н. Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» (главы по выбору). Статьи «Детство и
отрочество. Сочинение графа Л. Н. Толстого. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого»,
«Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева
”Ася“».
Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Повести и романы (одно
произведение по выбору). Например, «Неточка Незванова», «Сон смешного человека»,
«Идиот», «Подросток» и др.
Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Рассказы, повести и романы (одно
произведение по выбору). Например, рассказы из цикла «Севастопольские рассказы»,
«Смерть Ивана Ильича», «Анна Каренина» и др.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника «История одного города» (не менее четырѐх
глав по выбору). Например, главы «О корени происхождения глуповцев», «Опись
градоначальникам», «Органчик», «Подтверждение покаяния» и др. Сказки (не менее трѐх
по выбору). Например, «Пропала совесть», «Медведь на воеводстве», «Карась-идеалист»,
«Коняга» и др.
Н. С. Лесков. Рассказы и повести (не менее двух произведений по выбору). Например,
«Очарованный странник», «Однодум», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского
уезда» и др.

А. П. Чехов. Рассказы (не менее пяти по выбору). Например, «Студент», «Ионыч»,
«Дама с собачкой», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Попрыгунья»,
«Душечка», «Дом с мезонином» и др.
Комедия «Вишнѐвый сад». Пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» (одно
произведение по выбору).
Литературная критика
второй половины XIX века
Статьи H. А. Добролюбова «Луч света в тѐмном царстве», «Что такое обломовщина?»,
Д. И. Писарева «Базаров», «Мотивы русской драмы», А. В. Дружинина «”Обломов”.
Роман И. А. Гончарова», А. А. Григорьева «После ”Грозы” Островского», Н. Н. Страхова
«Сочинения гр. Л. Н. Толстого» и др. (не менее трѐх статей по выбору в соответствии с
изучаемым художественным произведением).
Литература народов России
Стихотворения и поэмы (не менее одного произведения по выбору). Например,
стихотворения Г. Тукая, стихотворения и поэма «Фатима» К. Хетагурова и др.).
Зарубежная литература
Зарубежная проза второй половины XIX века (не менее одного произведения по
выбору). Например, произведения Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд», «Большие
надежды», Г. Флобера «Мадам Бовари», Э. Золя «Творчество», Г. де Мопассана «Милый
друг» и др.
Зарубежная поэзия второй половины XIX века (не менее двух стихотворений одного
из поэтов по выбору). Например, стихотворения А. Рембо, Ш. Бодлера, П. Верлена,
Э. Верхарна и др.
Зарубежная драматургия второй половины XIX века (не менее одного произведения
по выбору). Например, пьесы Г. Гауптмана «Перед восходом солнца», «Одинокие»,
Г. Ибсена «Кукольный дом», «Пер Гюнт» и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
В тематическом планировании, представленном по годам обучения, указано количество часов, отводимое на чтение, изучение и
обсуждение литературных тем на углублѐнном уровне, на развитие речи, на уроки внеклассного чтения и итоговые контрольные работы; на
проекты предусмотрены резервные часы для реализации принципа вариативности в выборе произведений (до 12 часов в год). Количество
резервных часов рассчитывается исходя из общего количества часов, отведѐнных на год обучения; зависит от уровня сложности содержания
инварианта; от выбранного учителем УМК. Последовательность изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
10 КЛАСС (170 ЧАСОВ)
Всего: на чтение, изучение и обсуждение — 129 ч
на развитие речи — 15 ч
на уроки внеклассного чтения — 2 ч
на итоговые контрольные работы — 4 ч
на подготовку и защиту проектов — 8 ч
на резервные уроки — 12 ч
Тематический
блок/раздел

Основное
содержание

Литература
второй
половины XIX
века
(124 ч)

А. Н. Островский.
Драма «Гроза». Пьесы
«Бесприданница»,
«Свои люди —
сочтѐмся» и др. (одно
произведение по
выбору) (9 ч)

Основные виды деятельности обучающихся
Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное произведение, выражать
личностное отношение к нему. Конспектировать лекцию учителя и статью учебника, составлять их
планы и тезисы. Подбирать и обобщать материалы о драматурге, а также об истории создания
произведения с использованием справочной литературы и интернет-ресурсов. Развѐрнуто отвечать
на вопросы и участвовать в коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе.
Анализировать литературное произведение с учѐтом его родо-жанровой принадлежности в
единстве формы и содержания, осмысленно используя терминологический аппарат современного
литературоведения. Характеризовать сюжет, героев, идейно-эмоциональное содержание
произведения, ключевые проблемы и своѐ отношение к ним. Сопоставлять героев и события, в том
числе используя таблицы. Выявлять неоднозначность художественных смыслов, заложенных в
литературном произведении, с учѐтом авторской позиции. Осуществлять комплексный
филологический анализ художественного текста. Составлять лексические и историко-культурные
комментарии. Работать со словарями и справочной литературой. Определять историко-культурный

контекст и контекст творчества драматурга, выявлять связь произведения со временѐм написания,
с современностью и традицией. Сопоставлять текст с другими произведениями русской и мировой
литературы, интерпретациями в различных видах искусств (графика, живопись, театр, кино,
музыка и др.). Писать сочинение, рецензию, отзыв, аннотацию, используя различные приѐмы
цитирования и редактирования текстов. Создавать собственные литературно-критические
произведения на основе прочитанных художественных текстов с опорой на знания об основных
направлениях литературной критики. Работать с разными информационными источниками, в том
числе в медиапространстве, составлять и осуществлять индивидуальную траекторию чтения.
Владеть умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретиколитературного характера, в том числе создания медиапроектов
И. А. Гончаров.
Роман «Обломов».
Романы и очерки
(одно произведение
по выбору).
Например,
«Обыкновенная
история», очерки из
книги «Фрегат
”Паллада“» и др.
(10 ч)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное произведение, выражать
личностное отношение к нему. Конспектировать лекцию учителя и статью учебника, составлять их
планы и тезисы. Подбирать и обобщать материалы о писателе, а также об истории создания
произведения с использованием справочной литературы и интернет-ресурсов. Развѐрнуто отвечать
на вопросы и участвовать в коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе.
Анализировать литературное произведение с учѐтом его родо-жанровой принадлежности в
единстве формы и содержания, осмысленно используя терминологический аппарат современного
литературоведения. Характеризовать сюжет, героев, идейно-эмоциональное содержание
произведения, ключевые проблемы и своѐ отношение к ним. Сопоставлять героев и события, в том
числе используя таблицы. Выявлять неоднозначность художественных смыслов, заложенных в
литературном произведении, с учѐтом авторской позиции. Осуществлять комплексный
филологический анализ художественного текста. Составлять лексические и историко-культурные
комментарии. Работать со словарями и справочной литературой. Определять историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя, выявлять связь произведения со временем написания, с
современностью и традицией. Сопоставлять текст с другими произведениями русской и мировой
литературы, интерпретациями в различных видах
искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.). Писать сочинение, рецензию, отзыв,
аннотацию, используя различные приѐмы цитирования и редактирования текстов. Создавать
собственные литературно-критические произведения на основе прочитанных художественных
текстов с опорой на знания об основных направлениях литературной критики. Работать с разными
информационными источниками, в том числе в медиапространстве, составлять и осуществлять
индивидуальную траекторию чтения. Владеть умениями учебной проектно-исследовательской

деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания
медиапроектов
И. С. Тургенев.
Роман «Отцы и дети».
Повести и романы
(одно произведение
по выбору).
Например, «Первая
любовь», «Вешние
воды», «Рудин»,
«Дворянское гнездо»
и др. Статья «Гамлет
и Дон Кихот» (14 ч)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное произведение, выражать
личностное отношение к нему. Конспектировать лекцию учителя и статью учебника, составлять их
планы и тезисы. Составлять хронологическую таблицу жизни и творчества писателя. Подбирать и
обобщать материалы о писателе, а также об истории создания произведения с использованием
справочной литературы и интернет-ресурсов. Развѐрнуто отвечать на вопросы и участвовать в
коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе. Анализировать литературное
произведение с учѐтом его родо-жанровой принадлежности в единстве формы и содержания,
осмысленно используя терминологический аппарат современного литературоведения.
Характеризовать сюжет, героев, идейно-эмоциональное содержание произведения, ключевые
проблемы и своѐ отношение к ним. Сопоставлять героев и события, в том числе используя
таблицы. Выявлять неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературном
произведении, с учѐтом авторской позиции. Осуществлять комплексный филологический анализ
художественного текста. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Работать
со словарями и справочной литературой. Определять историко-культурный контекст и контекст
творчества писателя, выявлять связь произведения со временем написания, с современностью и
традицией. Сопоставлять текст с другими произведениями русской и мировой литературы,
интерпретациями в различных видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.).
Писать сочинение, рецензию, отзыв, аннотацию, используя различные приѐмы цитирования и
редактирования текстов. Создавать собственные литературно-критические произведения на основе
прочитанных художественных текстов с опорой на знания об основных направлениях
литературной критики. Работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиапространстве, составлять и осуществлять индивидуальную траекторию чтения. Владеть
умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретиколитературного характера, в том числе создания медиапроектов

Ф. И. Тютчев.
Стихотворения (не
менее пяти по
выбору). Например,
«Silentium!», «Не то,

Эмоционально воспринимать и выразительно читать (в том числе наизусть) лирические
произведения, выражать личностное отношение к ним. Конспектировать лекцию учителя и статью
учебника, составлять их планы и тезисы. Подбирать и обобщать материалы о поэте, а также об
истории создания стихотворения с использованием справочной литературы и интернет-ресурсов.
Развѐрнуто отвечать на вопросы и участвовать в коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре

что мните вы,
природа...», «Умом
Россию не понять…»,
«О, как убийственно
мы любим...», «Нам
не дано
предугадать…», «К.
Б.» («Я встретил
вас — и всѐ
былое...»), «Певучесть
есть в морских
волнах…»,
«Природа — сфинкс.
И тем она верней...»,
«Эти бедные
селенья…», «О вещая
душа моя!..», «День и
ночь» и др. (7 ч)

и в группе. Анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания, осмысленно
используя терминологический аппарат современного литературоведения. Характеризовать идейноэмоциональное содержание стихотворений, ключевые проблемы и своѐ отношение к ним.
Выявлять неоднозначность художественных смыслов, заложенных в лирическом произведении, с
учѐтом авторской позиции. Осуществлять комплексный филологический анализ художественного
текста. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Работать со словарями и
справочной литературой. Определять историко-культурный контекст и контекст творчества поэта,
выявлять связь произведения со временем написания, с современностью и традицией.
Сопоставлять текст с другими произведениями русской и мировой литературы, интерпретациями в
различных видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка
и др.). Писать сочинение, рецензию, отзыв, используя различные приѐмы цитирования и
редактирования текстов. Создавать собственные литературно-критические произведения на основе
прочитанных художественных текстов с опорой на знания об основных направлениях
литературной критики. Работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиапространстве, составлять и осуществлять индивидуальную траекторию чтения. Владеть
умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретиколитературного характера, в том числе создания медиапроектов

Н. А. Некрасов.
Стихотворения (не
менее пяти по
выбору). Например,
«Тройка», «Я не
люблю иронии
твоей...», «Вчерашний
день, часу в
шестом…», «Мы с
тобой бестолковые
люди...», «Поэт и
Гражданин»,
«Элегия» («Пускай
нам говорит

Эмоционально воспринимать и выразительно читать (в том числе наизусть) лирические и лироэпические произведения, выражать личностное отношение к ним. Конспектировать лекцию
учителя и статью учебника, составлять их планы и тезисы. Составлять хронологическую таблицу
жизни и творчества писателя. Подбирать и обобщать материалы о поэте, а также об истории
создания произведения с использованием справочной литературы и интернет-ресурсов. Развѐрнуто
отвечать на вопросы и участвовать в коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе.
Анализировать лирическое и лиро-эпическое произведение в единстве формы и содержания,
осмысленно используя терминологический аппарат современного литературоведения.
Характеризовать идейно-эмоциональное содержание стихотворений, ключевые проблемы, сюжет,
героев поэмы, ключевые проблемы произведений и своѐ отношение к ним. Сопоставлять героев и
события поэмы, в том числе используя таблицы. Выявлять неоднозначность художественных
смыслов, заложенных в литературном произведении, с учѐтом авторской позиции. Осуществлять
комплексный филологический анализ художественного текста. Составлять лексические и историкокультурные комментарии. Работать со словарями и справочной литературой. Определять историко-

изменчивая мода...»),
«О Муза! я у двери
гроба…», «Блажен
незлобивый поэт…»,
«Памяти
Добролюбова»,
«Пророк» и др.
Поэма «Кому на Руси
жить хорошо» (8 ч)

культурный контекст и контекст творчества поэта, выявлять связь произведения со временем
написания, с современностью и традицией. Сопоставлять текст с другими произведениями русской и
мировой литературы, интерпретациями в различных видах искусств (графика, живопись, театр, кино,
музыка и др.). Писать сочинение, рецензию, отзыв, используя различные приѐмы цитирования и
редактирования текстов. Создавать собственные литературно-критические произведения на основе
прочитанных художественных текстов с опорой на знания об основных направлениях литературной
критики. Работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве,
составлять и осуществлять индивидуальную траекторию чтения. Владеть умениями учебной
проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том
числе создания медиапроектов

А. А. Фет.
Стихотворения (не
менее пяти по
выбору). Например,
«Одним толчком
согнать ладью
живую…», «Ещѐ
майская ночь»,
«Вечер», «Это утро,
радость эта…»,
«Шѐпот, робкое
дыханье…», «Сияла
ночь. Луной был
полон сад.
Лежали…»,«Я тебе
ничего не скажу…»,
«Заря прощается с
землѐю...», «На заре
ты еѐ не буди…»,
«Как беден наш язык!
Хочу и не могу…»,
«На стоге сена ночью

Эмоционально воспринимать и выразительно читать (в том числе наизусть) лирические
произведения, выражать личностное отношение к ним. Конспектировать лекцию учителя и статью
учебника, составлять их планы и тезисы. Подбирать и обобщать материалы о поэте, а также об
истории создания стихотворения с использованием справочной литературы и интернет-ресурсов.
Развѐрнуто отвечать на вопросы и участвовать в коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре
и в группе. Анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания, осмысленно
используя терминологический аппарат современного литературоведения. Характеризовать идейноэмоциональное содержание стихотворений, ключевые проблемы и своѐ отношение к ним.
Выявлять неоднозначность художественных смыслов, заложенных в лирическом произведении, с
учѐтом авторской позиции. Осуществлять комплексный филологический анализ художественного
текста. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Работать со словарями и
справочной литературой. Определять историко-культурный контекст и контекст творчества поэта,
выявлять связь произведения со временем написания, с современностью и традицией.
Сопоставлять текст с другими произведениями русской и мировой литературы, интерпретациями в
различных видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка
и др.). Писать сочинение, рецензию, отзыв, используя различные приѐмы цитирования
и редактирования текстов. Создавать собственные литературно-критические произведения на
основе прочитанных художественных текстов с опорой на знания об основных направлениях
литературной критики. Работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиапространстве, составлять и осуществлять индивидуальную траекторию чтения. Владеть
умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретиколитературного характера, в том числе создания медиапроектов

южной…» и др. (7 ч)
А. К. Толстой.
Стихотворения (не
менее трѐх по
выбору). Например,
«Средь шумного бала,
случайно…»,
«Колокольчики
мои…», «Меня, во
мраке и в пыли…»,
«Двух станов не боец,
но только гость
случайный…» и др.
(2 ч)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать (в том числе наизусть) лирическое
произведение, выражать личностное отношение к нему. Конспектировать лекцию учителя и статью
учебника, составлять их планы и тезисы. Подбирать и обобщать материалы о поэте, а также об
истории создания стихотворения с использованием справочной литературы и интернет-ресурсов.
Развѐрнуто отвечать на вопросы и участвовать в коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре
и в группе. Анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания, осмысленно
используя терминологический аппарат современного литературоведения. Характеризовать идейноэмоциональное содержание стихотворений, ключевые проблемы и своѐ отношение к ним.
Выявлять неоднозначность художественных смыслов, заложенных в лирическом произведении, с
учѐтом авторской позиции. Владеть комплексным филологическим анализом поэтического текста.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Работать со словарями и
справочной литературой. Определять историко-культурный контекст и контекст творчества поэта,
выявлять связь произведения со временем написания, с современностью и традицией.
Сопоставлять текст с другими произведениями русской и мировой литературы, интерпретациями в
различных видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.). Писать сочинение,
рецензию, отзыв, используя различные приѐмы цитирования и редактирования текстов. Создавать
собственные литературно-критические произведения на основе прочитанных художественных
текстов с опорой на знания об основных направлениях литературной критики. Работать с разными
информационными источниками, в том числе в медиапространстве, составлять и осуществлять
индивидуальную траекторию чтения. Владеть умениями учебной проектно-исследовательской
деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания
медиапроектов

Н.
Г. Чернышевский.
Роман «Что делать?»
(главы по выбору).
Статьи «Детство и
отрочество.
Сочинение графа Л.
Н. Толстого. Военные

Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное произведение, выражать
личностное отношение к нему. Конспектировать лекцию учителя и статью учебника, составлять их
планы и тезисы. Подбирать и обобщать материалы о писателе, а также об истории создания
произведения с использованием справочной литературы и интернет-ресурсов. Развѐрнуто отвечать
на вопросы и участвовать в коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе.
Характеризовать героев, идейно-эмоциональное содержание произведения, ключевые проблемы и
своѐ отношение к ним. Осуществлять комплексный филологический анализ художественного
текста. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Работать со словарями и

рассказы графа Л.
Н. Толстого»,
«Русский человек на
rendez-vous.
Размышления по
прочтении повести г.
Тургенева ”Ася“».
(3 ч)
М. Е. СалтыковЩедрин. Романхроника «История
одного города» (не
менее четырѐх глав по
выбору). Например,
главы «О корени
происхождения
глуповцев», «Опись
градоначальникам»,
«Органчик»,
«Подтверждение
покаяния» и др.
Сказки (не менее трѐх
по выбору).
Например, «Пропала
совесть», «Медведь на
воеводстве», «Карасьидеалист», «Коняга» и
др. (7 ч)

справочной литературой. Определять историко-культурный контекст и контекст творчества
писателя, выявлять связь произведения со временем написания, с современностью и традицией.
Писать сочинение, рецензию, отзыв, аннотацию, используя различные приѐмы цитирования и
редактирования текстов. Создавать собственные литературно-критические произведения на основе
прочитанных художественных текстов с опорой на знания об основных направлениях
литературной критики. Работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиапространстве. Владеть умениями учебной проектно-исследовательской деятельности
историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов
Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное произведение, выражать
личностное отношение к нему. Конспектировать лекцию учителя и статью учебника, составлять их
планы и тезисы. Подбирать и обобщать материалы о писателе, а также об истории создания
произведения с использованием справочной литературы и интернет-ресурсов. Развѐрнуто отвечать
на вопросы и участвовать в коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе.
Анализировать литературное произведение с учѐтом его родо-жанровой принадлежности в
единстве формы и содержания, осмысленно используя терминологический аппарат современного
литературоведения. Характеризовать сюжет, героев, идейно-эмоциональное содержание
произведения, ключевые проблемы и своѐ отношение к ним. Сопоставлять героев и события, в том
числе используя таблицы. Выявлять неоднозначность художественных смыслов, заложенных в
литературном произведении, с учѐтом авторской позиции.
Осуществлять комплексный филологический анализ художественного текста. Составлять
лексические и историко-культурные комментарии. Работать со словарями и справочной
литературой. Определять историко-культурный контекст и контекст творчества писателя, выявлять
связь произведения со временем написания, с современностью и традицией. Сопоставлять текст с
другими произведениями русской и мировой литературы, интерпретациями в различных видах
искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.). Писать сочинение, рецензию, отзыв,
аннотацию, используя различные приѐмы цитирования и редактирования текстов. Создавать
собственные литературно-критические произведения на основе прочитанных художественных
текстов с опорой на знания об основных направлениях литературной критики. Работать с разными
информационными источниками, в том числе в медиапространстве, составлять и осуществлять
индивидуальную траекторию чтения. Владеть умениями учебной проектно-исследовательской
деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания

медиапроектов
Ф. М. Достоевский.
Роман «Преступление
и наказание». Повести
и романы (одно
произведение по
выбору). Например,
«Неточка Незванова»,
«Сон смешного
человека», «Идиот»,
«Подросток» и др.
(18 ч)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное произведение, выражать
личностное отношение к нему. Конспектировать лекцию учителя и статью учебника, составлять их
планы и тезисы. Составлять хронологическую таблицу жизни и творчества писателя. Подбирать и
обобщать материалы о писателе, а также об истории создания произведения с использованием
справочной литературы и интернет-ресурсов. Развѐрнуто отвечать на вопросы и участвовать в
коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе. Анализировать литературное
произведение с учѐтом его родо-жанровой принадлежности в единстве формы и содержания,
осмысленно используя терминологический аппарат современного литературоведения.
Характеризовать сюжет, героев, идейно-эмоциональное содержание произведения, ключевые
проблемы и своѐ отношение к ним. Сопоставлять героев и события, в том числе используя
таблицы. Выявлять неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературном
произведении, с учѐтом авторской позиции. Осуществлять комплексный филологический анализ
художественного текста. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Работать
со словарями и справочной литературой. Определять историко-культурный контекст и контекст
творчества писателя, выявлять связь произведения со временем написания, с современностью и
традицией. Сопоставлять текст с другими произведениями русской и мировой литературы,
интерпретациями в различных видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.).
Писать сочинение, рецензию, отзыв, аннотацию, используя различные приѐмы цитирования и
редактирования текстов. Создавать собственные литературно-критические произведения на основе
прочитанных художественных текстов с опорой на знания об основных направлениях
литературной критики. Работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиапространстве, составлять и осуществлять индивидуальную траекторию чтения. Владеть
умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретиколитературного характера, в том числе создания медиапроектов

Л. Н. Толстой.
Роман-эпопея «Война
и мир». Рассказы,
повести и романы
(одно произведение
по выбору).

Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное произведение, выражать
личностное отношение к нему. Конспектировать лекцию учителя и статью учебника, составлять их
планы и тезисы. Составлять хронологическую таблицу жизни и творчества писателя. Подбирать и
обобщать материалы о писателе, а также об истории создания произведения с использованием
справочной литературы и интернет-ресурсов. Развѐрнуто отвечать на вопросы и участвовать в
коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе. Анализировать литературное

Например, рассказы
из цикла
«Севастопольские
рассказы», «Смерть
Ивана Ильича»,
«Анна Каренина» и
др.
(20 ч)

произведение с учѐтом его родо-жанровой принадлежности в единстве формы и содержания,
осмысленно используя терминологический аппарат современного литературоведения.
Характеризовать сюжет, героев, идейно-эмоциональное содержание произведения, ключевые
проблемы и своѐ отношение к ним. Сопоставлять героев и события, в том числе используя
таблицы. Выявлять неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературном
произведении, с учѐтом авторской позиции. Осуществлять комплексный филологический анализ
художественного текста. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Работать
со словарями и справочной литературой. Определять историко-культурный контекст и контекст
творчества писателя, выявлять связь произведения со временем написания, с современностью и
традицией. Сопоставлять текст с другими произведениями русской и мировой литературы,
интерпретациями в различных видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.).
Писать сочинение, рецензию, отзыв, аннотацию, используя различные приѐмы цитирования и
редактирования текстов. Создавать собственные литературно-критические произведения на основе
прочитанных художественных текстов с опорой на знания об основных направлениях литературной
критики. Работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве,
составлять и осуществлять индивидуальную траекторию чтения. Владеть умениями учебной
проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том
числе создания медиапроектов

Н. С. Лесков.
Рассказы и повести
(не менее двух
произведений по
выбору). Например,
«Очарованный
странник»,
«Однодум»,
«Тупейный
художник», «Леди
Макбет Мценского
уезда» и др. (3 ч)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное произведение, выражать
личностное отношение к нему. Конспектировать лекцию учителя и статью учебника, составлять их
планы и тезисы. Подбирать и обобщать материалы о писателе, а также об истории создания
произведения с использованием справочной литературы и интернет-ресурсов. Развѐрнуто отвечать
на вопросы и участвовать в коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе.
Анализировать литературное произведение с учѐтом его родо-жанровой принадлежности в
единстве формы и содержания, осмысленно используя терминологический аппарат современного
литературоведения. Характеризовать сюжет,
героев, идейно-эмоциональное содержание произведения, ключевые проблемы и своѐ отношение к
ним. Сопоставлять героев и события, в том числе используя таблицы. Выявлять неоднозначность
художественных смыслов, заложенных в литературном произведении, с учѐтом авторской
позиции. Осуществлять комплексный филологический анализ художественного текста. Составлять
лексические и историко-культурные комментарии. Работать со словарями и справочной
литературой. Определять историко-культурный контекст и контекст творчества писателя, выявлять

связь произведения со временем написания, с современностью и традицией. Сопоставлять текст с
другими произведениями русской и мировой литературы, интерпретациями в различных видах
искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.). Писать сочинение, рецензию, отзыв,
аннотацию, используя различные приѐмы цитирования и редактирования текстов. Создавать
собственные литературно-критические произведения на основе прочитанных художественных
текстов с опорой на знания об основных направлениях литературной критики. Работать с разными
информационными источниками, в том числе в медиапространстве, составлять и осуществлять
индивидуальную траекторию чтения. Владеть умениями учебной проектно-исследовательской
деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания
медиапроектов
А. П. Чехов. Рассказы
(не менее пяти по
выбору). Например,
«Студент», «Ионыч»,
«Дама с собачкой»,
«Человек в футляре»,
«Крыжовник»,
«О любви»,
«Попрыгунья»,
«Душечка», «Дом с
мезонином» и др.
Комедия «Вишнѐвый
сад». Пьесы «Чайка»,
«Дядя Ваня», «Три
сестры» (одно
произведение по
выбору)
(16 ч)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное произведение, выражать
личностное отношение к нему. Конспектировать лекцию учителя и статью учебника, составлять их
планы и тезисы. Составлять хронологическую таблицу жизни и творчества писателя. Подбирать и
обобщать материалы о писателе, а также об истории создания произведения с использованием
справочной литературы и интернет-ресурсов. Развѐрнуто отвечать на вопросы и участвовать в
коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе. Анализировать литературное
произведение с учѐтом его родо-жанровой принадлежности в единстве формы и содержания,
осмысленно используя терминологический аппарат современного литературоведения.
Характеризовать сюжет, героев, идейно-эмоциональное содержание произведения, ключевые
проблемы и своѐ отношение к ним. Сопоставлять героев и события, в том числе используя
таблицы. Выявлять неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературном
произведении, с учѐтом
авторской позиции. Осуществлять комплексный филологический анализ художественного текста.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Работать со словарями и
справочной литературой. Определять историко-культурный контекст и контекст творчества
писателя, выявлять связь произведения со временем написания, с современностью и традицией.
Сопоставлять текст с другими произведениями русской и мировой литературы, интерпретациями в
различных видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.). Писать сочинение,
рецензию, отзыв, аннотацию, используя различные приѐмы цитирования и редактирования
текстов. Создавать собственные литературно-критические произведения на основе прочитанных
художественных текстов с опорой на знания об основных направлениях литературной критики.
Работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, составлять

и осуществлять индивидуальную траекторию чтения. Владеть умениями учебной проектноисследовательской деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том числе
создания медиапроектов
Литература
народов
России (1 ч)

Стихотворения и
поэмы (не менее
одного произведения
по выбору).
Например,
стихотворения
Г. Тукая,
стихотворения и
поэма «Фатима»
К. Хетагурова и др. (1
ч)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное произведение, выражать
личностное отношение к нему. Конспектировать лекцию учителя и статью учебника. Подбирать и
обобщать материалы о писателе, а также об истории создания произведения с использованием
справочной литературы и интернет-ресурсов. Развѐрнуто отвечать на вопросы и участвовать в
коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе. Анализировать литературное
произведение в единстве формы и содержания, осмысленно используя терминологический аппарат
современного литературоведения. Характеризовать героев, идейно-эмоциональное содержание
произведения, ключевые проблемы и своѐ отношение к ним. Составлять лексические и историкокультурные комментарии. Работать со словарями и справочной литературой. Определять историкокультурный контекст и контекст творчества писателя, выявлять связь произведения со временем
написания, с совре-менностью и традицией. Сопоставлять текст с другими произведениями русской
и мировой литературы на основе диалога культур. Письменно отвечать на проблемный вопрос,
используя различные приѐмы цитирования и редактирования текстов. Работать с разными
информационными источниками, в том числе в медиапространстве, составлять и осуществлять
индивидуальную траекторию чтения. Владеть умениями учебной проектно-исследовательской
деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания
медиапроектов

Зарубежная
литература (4
ч)

Зарубежная проза
второй половины
XIX века (не менее
одного произведения
по выбору).
Например,
произведения
Ч. Диккенса «Дэвид
Копперфилд»,
«Большие надежды»,
Г. Флобера «Мадам

Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное произведение, выражать
личностное отношение к нему. Конспектировать лекцию учителя и статью учебника. Подбирать и
обобщать материалы о писателе, а также об истории создания произведения с использованием
справочной литературы и интернет-ресурсов. Развѐрнуто отвечать на вопросы и участвовать в
коллективном диалоге, дискуссии, работать в паре и в группе. Анализировать литературное
произведение в единстве формы и содержания, осмысленно используя терминологический аппарат
современного литературоведения. Характеризовать сюжет, героев, идейно-эмоциональное
содержание произведения, ключевые проблемы и своѐ отношение к ним, художественные средства
изображения. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Работать со
словарями и справочной литературой. Определять историко-культурный контекст и контекст
творчества писателя, выявлять связь произведения со временем написания, с со-временностью и

Бовари», Э. Золя
«Творчество», Г. де
Мопассана «Милый
друг» и др. (2 ч)
Зарубежная поэзия
второй половины
XIX века (не менее
двух стихотворений
одного из поэтов по
выбору). Например,
стихо-творения
А. Рембо, Ш. Бодлера,
П. Верлена,
Э. Верхарна и др. (1 ч)
Зарубежная
драматургия второй
половины XIX века
(не менее одного
произведения по
выбору). Например,
пьесы Г. Гауптмана
«Перед восходом
солнца», «Одинокие»,
Г. Ибсена
«Кукольный дом»,
«Пер Гюнт» и др.
(1 ч)

традицией. Сопоставлять варианты перевода произведений (или фрагментов) на русский язык, а
также текст с другими произведениями русской и мировой литературы, интерпретациями в
различных видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.). Письменно отвечать на
проблемный вопрос, писать отзывы, аннотации, рецензии и редактировать собственные работы.
Работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, составлять
и осуществлять индивидуальную траекторию чтения. Владеть умениями учебной проектноисследовательской деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том числе
создания медиапроектов

Количество учебных часов на тему может варьироваться на усмотрение учителя, неизменным остаѐтся общее количество часов на весь
год.
12 резервных уроков предназначены для самостоятельного распределения учителем количества часов на дополнительное включение в
тематическое планирование авторов или произведений, а также на рекомендации по индивидуальному планированию самостоятельного
чтения, тематический контроль, консультирование по разработке учебных проектов и подготовке к ЕГЭ по литературе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».