«ПРИНЯТО» на заседании педагогического совета Протокол №1 от 30.08.2023г. «УТВЕРЖДЕНО» Приказом директора от 31.08.2023г. №92/23 АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ МОУ «ГЛАЖЕВСКАЯ СОШ» (дошкольное отделение) 1 Содержание Введение……………………………………………………………………………………….3 1. Целевой раздел……………………………………………………………………………..3 1.1 Пояснительная записка………………………………………………………………….3 1.2. Цели и задачи реализации Программы……………………………………………….4 1.3. Характеристика речевого развития детей 5-7 лет ТНР……………………………..5 1.4. Принципы и подходы к формированию Программы……………………………….8 1.5. Планируемые результаты освоения Программы…………………………………….9 2. Содержательный раздел………………………………………………………….………10 2.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка………………………………………………11 2.2. Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности……………………………………………………………………………….…..11 2.3. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников…….12 2.4. Система взаимодействия учителя-логопеда с педагогами дошкольного отделения. Коррекционная деятельность учителя-логопеда и воспитателя………….16 2.5. Коррекционная деятельность учителя-логопеда и музыкального работника…..17 2.6. Коррекционная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре……………………………………………………………………………………..….17 2.7. Коррекционная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога…………18 3. Организационный раздел…………………………………………………………………18 3.1. Формы и режим организации коррекционно-развивающей работы, особенности ее организации…………………………………………………………………19 3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды…20 4. Список литературы………………………………………………………………………...21 5. Приложения 1. Речевые карты детей с ТНР 2. Индивидуальный образовательно-оздоровительный маршрут, индивидуальный образовательный маршрут (ребенка с ОВЗ) 3. Мониторинг 4. Примерный цикл тем календарно-тематического планирования 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов. Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребѐнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционнообразовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания Рабочей Программы коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях компенсирующей и комбинированной групп дошкольного отделения. Адаптированная образовательная программа коррекционной образовательной деятельности рассчитана на учебный год и предназначена для детей 5 – 7 лет с нарушениями речи (ТНР, ОНР), зачисленных по результатам обследования и решением ТПМПк в группу компенсирующей и комбинированной направленности. Данная Адаптированная Образовательная Программа является нормативно – управленческим документом дошкольного отделения, характеризующим систему сопровождения детей с нарушениями речи в условиях воспитательно-образовательного процесса. Нормативно-правовую основу для разработки Адаптированной Образовательной Программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда составляют: зовательной деятельности; ния (ООП ДОО); – федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нобразования РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155 ой Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» 3 психологии. Адаптированная Образовательная Программа учителя-логопеда дошкольного отделения на составлена на основе типовых базовых программ с учетом положений образовательной программы дошкольного отделения, ФОП ДО и ФГОС ДО: - Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического нарушения речи у детей (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина); - Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (авторы программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркина, Т.В, Туманова), рекомендованных Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ. Использование двух программ одновременно обусловлено наличием в ДОУ детей как с ФНР и ФФНР, так и с ОНР. Адаптированная Образовательная Программа представляет коррекционноразвивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексикограмматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребѐнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Таким образом, Адаптированная Образовательная Программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников дошкольного отделения. В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетикофонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Данная Программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с различными речевыми патологиями, зачисленных в группу компенсирующей и комбинированной направленности. 1.2. Цель и задачи реализации Программы Целью данной Адаптированной Образовательной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей и комбинированной направленности в возрасте 5-7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Основными задачами Программы являются овладение детьми: амматически правильной речью; В Адаптированной Образовательной Программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с нарушениями речи, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социальнокоммуникативное развитие. 4 Объем учебного материала в Программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Основной формой работы в соответствии с Адаптированной Образовательной Программой является игровая деятельность. 1.3. Характеристика речевого развития детей 5-7 лет ТНР Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов: м, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой; ению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал; ости в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д. Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом: я; ми видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени; агога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения; . В отличие от детей с ФФНР дети с фонетическим нарушением речи (ФНР) не имеют нарушений фонематического слуха и восприятия. ФНР – это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Как правило, такие нарушения звукопроизношения 5 связаны с нарушением артикуляционной моторики или ее недостаточной сформированностью. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Общее недоразвитие речи – это такое речевое нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематического и лексикограмматического). Это обусловлено тем, что в процессе онтогенеза все компоненты развиваются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие какого-то одного компонента вызывает недоразвитие других компонентов речевой системы. Речевой опыт детей с ОНР весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного обучения. Поэтому разговорная речь детей с данными речевыми нарушениями оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто непонятной. Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо развивается с большими трудностями, либо, вообще, полностью отсутствует. Все указанные отклонения в развитии речи самостоятельно не преодолеваются и не исчезают. Поэтому речевое развитие таких детей можно обеспечить только при условии использования системы коррекционных мероприятий, предусматривающих формирование речевой практики, в процессе которой происходит овладение фонематическими и лексикограмматическими закономерностями языка, обучение речи как средству общения и обобщения. Выделение ОНР – это выделение определенного симптомокомплекса. Данная группа является сложной нозологии и механизмам. Существуют различные категории детей: дети с моторной и сенсорной алалией; дети с задержкой речевого развития как симптом задержки психического развития; дети с дизартрией; дети с задержкой речевого развития невыраженной этиологии. Уровень общего недоразвития речи может быть различен: от полного отсутствия речевых средств обучения, до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Р.Е. Левина выделила три уровня общего недоразвития речи: 1. самый тяжелый – ОНР I уровня; 2. средний – ОНР II уровня; 3. более легкий – ОНР III уровня. Общее недоразвитие речи I уровня. Наблюдается почти полное отсутствие вербальных средств общения. Дети четырех – пятилетнего возраста имеют очень скудный словарный запас, который включает не более 20 слов. Ребенок использует либо слова – звукоподражания («би-би»), либо лепетные слова (фрагменты полного развернутого слова, например, «уту» вместо «петух»). Эти звуковые компоненты сопровождаются мимикой и большим количеством жестов. Также много слов диффузного значения: одно слово имеет много значений (например, «лапа» это все то, с помощью чего передвигаются: и ноги, и колеса, и лапы). За словом не закреплено конкретное значение. Иногда один и тот же предмет называется различными словами. Ребенок меняет одно слово другим (например, действие заменяет названием предмета, «кров» (кровать) вместо «спать»). Очень грубо искажена звуковая структура слов, воспроизводится как правило, односложная структура, реже двусложная. Фонематические восприятия, анализ и синтез отсутствуют. Фонетическая сторона речи тоже грубо нарушена, звукопроизношение смазанное. На этом уровне речевого развития трудно определить, какой звук произносит ребенок. Пассивный словарь шире активного, но понимание речи все же ограничено ситуацией. Грамматический строй речи практически не сформирован. Словоизменение и словообразование отсутствует. 6 Появляется фраза, но в ней нет точной связи между словами, нет грамматического оформления, связь отсутствует в виде просодики и интонации, т.е. фразовая речь либо полностью отсутствует на первом уровне ОНР, либо характеризуется фрагментарностью. Общее недоразвитие речи II уровня. На втором уровне речевые возможности ребенка значительно возрастают. У детей имеется довольно большой словарный запас. В речи преобладают существительные, мало глаголов, и еще меньше прилагательных. Очень много в речи детей наблюдается вербальных ошибок (например, «стрехает» вместо «чистит», «стирает», «моет»), особенно глагольных. Много смешений, наблюдается неточность значений слов. В речи ребенка очень много аморфных глаголов («делает», «идет», «стоит» и т.п.). Ребенок использует фразовую речь. Появляются распространенные предложения. С точки зрения количества слов предложения довольно объемные, но грамматически фраза оформлена неправильно. Не все формы дифференцируются правильно. Ребенок неправильно употребляет падежные беспредложные формы (неправильное согласование существительных и прилагательных в среднем роде, особенно в косвенных падежах). Предложно-падежные конструкции воспроизводятся неправильно. Например: « Я была лелька», вместо «Я была на елке». В целом, предлоги и союзы используются редко. Для детей со II-ым уровнем ОНР характерны грубые нарушения грамматического строя речи. Наблюдается большое количество аграмматизмов при употреблении существительных, глаголов; прилагательные употребляются крайне редко, т.к. они носят отвлеченный характер. У детей усвоены только простые формы словоизменения. Словообразование грубо нарушено. Его практически нет, кроме уменьшительноласкательных форм. У детей со II-ым уровнем речевого недоразвития синтаксически предложения значительно лучше сформированы, чем у детей с I уровнем ОНР. Понимание речи значительно улучшается. Ребенок дифференцирует многие акустически близкие слова, но не все. Фонематическая сторона речи нарушена, ребенок не может выделить звук на фоне слова. Звукослоговая структура слов более развернута (ребенок воспроизводит два-три слова). Но наблюдается грубое искажение многосложных слов, особенно слогов со стечением. Слова воспроизводятся вариативно (например, «ада» вместо «звезда»). Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. Правильно произносятся гласные и простые по артикуляции звуки. Как правило, наблюдаются стечения и замены. Замены характеризуют задержку фонетического развития ребенка. Таким образом, у детей с ОНР II уровня наблюдаются морфологические и синтаксические аграмматизмы, примитивная связная речь, понимание речи остается неполным, т.к. многие грамматические формы различаются недостаточно. Общее недоразвитие речи III уровня. Этот уровень характеризуется тем, что обиходная речь становится более развернутой, отсутствуют грубые фонетические и лексико-грамматические нарушения. Звуковая сторона относительно сформирована, но остаются нарушения произношения сложных по артикуляции звуков и нарушения звуко-слоговой структуры слова. Особенно большие нарушения наблюдаются во всех формах связной речи (рассказ по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему). Есть неточности употребления многих слов, вербальные парафазии. Имеется несформированность семантических полей. В активном словаре присутствуют существительные, глаголы, но мало прилагательных, сложных предлогов и союзов, но они все-таки уже имеются. В активной речи используются преимущественно простые распространенные предложения. Возникают большие трудности при употреблении сложноподчиненных предложений. Наблюдается недостаточная сформированность и неточная дифференциация форм словоизменения и словообразования. Аграмматизмы наблюдаются в тех формах, которые поздно появляются в онтогенезе. Например, согласование существительных и прилагательных в среднем роде, употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Очень часто отсутствуют связующие звенья в сложноподчиненных предложениях. Наблюдается 7 нарушение сложных форм фонематического анализа и синтеза. Выражены нарушения в овладении чтением и письмом. Таким образом, на третьем уровне ОНР наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной фразы. Общее недоразвитие речи IV уровня. Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т.Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоциональнооттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными. Дети с ОНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. 1.4. Подходы и принципы к формированию Программы Достижение поставленной цели и решение задач Программы осуществляется с учѐтом следующих принципов: необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой; а идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребѐнка; нкционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия; означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приѐмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребѐнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребѐнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем; лизации, предусматривающий учѐт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса; требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков; ий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей. 1.5. Планируемые результаты освоения Программы Главной идеей Адаптированной Образовательной Программы является реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного 8 выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи, зачисленных в группу компенсирующего и комбинированного вида. Результаты освоения Программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы. К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой дошкольного образования относятся следующие социальнонормативные характеристики возможных достижений ребенка: орошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звукослогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире; знания и умения в различных видах деятельности; ых видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности; стниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности; успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты; оторое реализует в разных видах деятельности; Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям; он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих коррективов в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса. Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей ДОУ и ежегодном отчете учителялогопеда. Для диагностики используются методики логопедического обследования Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, май. Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных 9 нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Ребенок 5-7 лет, посещающий комбинированную группу, в конце учебного года обладает следующими умениями: бращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы; используемых в самостоятельной речи; аспространенными и сложными предложениями, владеет навыками объединения их в рассказ; х и глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и прочее; оятельную речь в соответствии с нормами языка падежные, родовидовые окончания слов должны проговаривает четко; предлоги употребляет адекватно; -грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.). 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка Исходной методологической основой содержания коррекционной работы в группе компенсирующего и комбинированного вида являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими. Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает: ивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей; чи образовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении. В соответствии со спецификой группы комбинированной и компенсирующей направленности образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности. Основными направлениями работы учителя-логопеда по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» ФГОС ДО являются: 1. воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) – развитие восприятия звуков родной речи и произношения; 2. формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове; 3. развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение; 4. формирование грамматического строя речи: а) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); в) словообразование; 10 5. развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной); 6. воспитание любви и интереса к художественному слову. 2.2. Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению речевых нарушений детей обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Учебный год в группе компенсирующей направленности начинается с первого сентября и условно делится на три периода: 1 период — сентябрь, октябрь, ноябрь; 2 период — декабрь, январь, февраль; 3 период — март, апрель, май. Период с 1 по 15 сентября (2 недели) отводится для углубленной диагностики речевого развития детей, сбора анамнеза, составления планов коррекционной работы на год. После проведенной диагностики специалисты, работающие в группе, на заседании психолого-медико-педагогического консилиума при заведующей дошкольным отделением обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают план работы группы. 15 сентября начинается организованная образовательная коррекционно-логопедическая деятельность с детьми в соответствии с утвержденным планом работы. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» осуществляется через регламентируемые (НОД) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей). При планировании ООД учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить с временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний. Как уже отмечалось выше, вся коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи, строится в тесной взаимосвязи с другими специалистам работающими в детском саду. Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чѐткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса. Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ТНР и ОНР у детей, обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учет 2.3. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В нашем дошкольном учреждении создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего 11 взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы по логопедии. На учебный год составлен план взаимодействия с семьями воспитанников компенсирующей и комбинированной групп дошкольного отделения, в котором отражены все формы и методы взаимодействия (дети старшего возраста) № Вид работ Сроки реализации 1 1) индивидуальные встречи с родителями (сбор Сентябрь анамнестических данных, сведений о ребѐнке, семье) 2 1) индивидуальные встречи с родителями Октябрь 1 неделя (результаты первичного обследования); 2) буклет «Виды работы учителя – логопеда с детьми в детском саду»; 3)консультация «Специфика группы компенсирующей направленности» 3 1) индивидуальные встречи с родителями Октябрь 2 неделя (результаты первичного обследования); 2) буклет «Советы родителям по развитию речи детей»; 3) консультация «Речевые нарушения, их причины и профилактика». 4 1) индивидуальные встречи с родителями Ноябрь 1– 2 неделя (результаты первичного обследования); 2) консультация «Критерии развития речи дошкольника в старшей группе детского сада»; 3) буклет «Как правильно общаться с ребѐнком?»; 4) информационные листки для родителей группы; 5) выставка книг для родителей «Развитие речи детей» 5 1) индивидуальные встречи с родителями Ноябрь 3 – 4 неделя («Рекомендации по выполнению домашних заданий»); 2) консультация «Домашние занятия с ребѐнком»; 3) буклет «Советы родителям «Как заниматься с ребѐнком дома?»; 4) выставка книг для родителей «Играем – речь развиваем!». 6 1) индивидуальные встречи с родителями Декабрь 1 – 2 неделя («Рекомендации по выполнению артикуляционной и дыхательной гимнастики»); 2) консультация «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»; 73) буклет «Игры для развития дыхания»; 4) выставка развивающих пособий для игр и занятий с детьми 7 1) индивидуальные встречи с родителями детей, Декабрь 3– 4 неделя состоящими на учѐте ППк; 2) консультация «Игры и упражнения по развитию речи для детей 4 – 7 лет»; 3) буклет «Игровая школа развития речи»; 4) выставка «Домашняя игротека». 8 1) индивидуальные встречи с родителями по Январь 2 – 3 неделя запросу; 12 9 10 11 12 13 14 15 16 2) консультация «Приѐмы автоматизации звука»; 3) буклет «Контролируем поставленные звуки дома» 1) индивидуальные встречи с родителями по запросу; 2) консультация «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи»; 3) буклет «Рука развивает мозг», «Пальцы помогают говорить»; 4) выставка пособий по развитию мелкой моторики рук. 1) индивидуальные встречи с родителями по запросу; 2) консультация « Речь на кончиках пальцев»; 3) буклет «Шнурки и пуговицы. Необходимость или пережиток?»; 4) выставка пособий по развитию мелкой моторики рук; 5) родительское собрание. 1) индивидуальные встречи с родителями («Развиваем фонематический слух»); 2) консультация «Фонематический слух – основа правильной речи»; 3) буклет « Игры на развитие фонематического слуха»; 4) выставка книжных новинок по развитию речи детей. 1) индивидуальные встречи с родителями («Развиваем у ребѐнка словарный запас»); 2) консультация «Играйте с ребенком в слова»; 3) буклет ««Игры, направленные на развитие словарного запаса»; 4) выставка литературы для родителей 1) индивидуальные встречи с родителями («Учим ребѐнка говорить грамотно»); 2) консультация «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»; 3) буклет «Мои друзья – предлоги»; 4) выставка настольных игр 1) индивидуальные встречи с родителями («Подготовка детей к обучению грамоте»); 2) консультация «Что нужно знать взрослому, ребѐнок которого начинает изучать основы грамоты…»; 3) буклет «О звуках и буквах»; 4) выставка книг и пособий по подготовке к обучению грамоте 1) индивидуальные встречи с родителями по запросу; 2) консультация «Советы логопеда родителям»; 3) буклет ««Игры для развития речи»; 4) родительское собрание 1) индивидуальные встречи с родителями 13 Январь 4 (5) неделя Февраль 1 – 2 неделя Февраль 3 – 4 неделя Март 1 – 2 неделя Март 1 – 2 неделя Март 3 – 4 неделя Апрель 1 – 2 неделя Апрель 3 – 4 (5) неделя (результаты промежуточного обследования); 2) консультация «Чем заниматься с ребенком летом? Советы родителям», «Как не «потерять» звуки летом? Советы родителям»; 3) буклеты «Игры в дорогу», «Трудный звук, ты мой друг!». 17 1) индивидуальные встречи с родителями детей, Май 1– 2 неделя состоящими на учѐте в ТПМПК; 2) информационные листки для родителей группы; 3) буклет «Словесные игры без подготовки»; 4) выставка – картотека словесных игр для развития речи. На учебный год составлен план взаимодействия с семьями воспитанников групп, в котором отражены все формы и методы взаимодействия. (дети подготовительного к школе возраста) № 1 2 3 4 5 6 Вид работ 1) консультация «Критерии развития речи дошкольника в подготовительной группе детского сада»; 2) буклет «Портрет будущего первоклассника»; 3) выставка книг для родителей «Готовим детей к школе». 1) индивидуальные встречи с родителями (результаты обследования); 2) консультация «Задачи речевого развития старших дошкольников»; 3) буклет «Умеет ли Ваш ребѐнок общаться?» 1) индивидуальные встречи с родителями (результаты обследования); 2) консультация «Что и как читать детям?»; 3) буклет « Рекомендуем прочитать детям» 4) информационные листки для родителей группы. 1) индивидуальные встречи с родителями («Тренируем память – развиваем речь»); 2) консультация «Учим стихи играючи»; 3) буклет «Расскажи стихи руками» 1) индивидуальные встречи с родителями («Развитие связной речи и речевого общения детей»); 2) консультация «Учим детей рассказывать»; 3) буклет «Игровые приѐмы развития связной речи»; 4) выставка развивающих пособий для игр и занятий с детьми. 1) индивидуальные встречи с родителями детей, состоящими на учѐте ПМПк; 2) консультация «Игры и упражнения по развитию речи для детей 4 – 7 лет»; 3) буклет «Игровая школа развития речи»; 4) выставка «Домашняя игротека». 14 Сроки реализации Сентябрь 3 - 4 неделя Октябрь 1 - 2 неделя Октябрь 3 - 4 неделя Ноябрь 1– 2 неделя Ноябрь 3– 4 неделя Декабрь 1– 2 неделя 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1) индивидуальные встречи с родителями по запросу; 2) консультация «Приѐмы автоматизации звука»; 3) буклет «Трудный звук, ты мой друг!»» 1) индивидуальные встречи с родителями («Готовим руку к письму»); 2) консультация «Пальцы помогают говорить»; 3) буклет «Готовим руку к письму»; 4) выставка пособий по развитию мелкой моторики рук; 1) индивидуальные встречи с родителями («Советы логопеда по развитию речи детей»); 2) консультация «Раннее обучение чтению»; 3) буклет «Учим детей читать»; 4) выставка книжных новинок по развитию речи детей. 1) индивидуальные встречи с родителями («Советы логопеда по развитию речи детей»); 2) консультация «Пословицы в развитии речи дошкольников»; 3) буклет ««Учим детей понимать пословицы и поговорки»; 4) выставка литературы для родителей 1) индивидуальные встречи с родителями («Аграмматизмы в детской речи»); 2) консультация «Грамотно ли говорит Ваш ребѐнок?»; 3) буклет «Словесные игры на развитие грамматического строя речи»; 4) выставка – картотека словесных игр. 1) индивидуальные встречи с родителями («Подготовка к обучению грамоте – успехи и трудности»); 2) консультация «Звуковой анализ слов – это не трудно!»; 3) буклет «Игры для грамотеек»; 4) выставка книг и пособий по подготовке к обучению грамоте. 1) индивидуальные встречи с родителями («Готов ли Ваш ребѐнок к обучению в школе?»); 2) консультация «Речевая готовность ребѐнка к школе»; 3) буклет ««Критерии речевой готовности к школе»; 1) индивидуальные встречи с родителями (результаты итогового обследования); 2) консультация «Общение без проблем!»; 3) буклет «Советы будущим первоклассникам». 1) индивидуальные встречи с родителями детей, состоящими на учѐте в ПМПк ДОУ; 2) информационные листки для родителей массовых групп; 1) индивидуальные встречи с родителями по запросу; 15 Декабрь 3– 4 неделя Январь 3 – 4 неделя Февраль 1– 2 неделя Февраль 3 – 4 неделя Март 1 – 2 неделя Март 3 – 4 неделя Апрель 1 – 2 неделя Апрель 3 – 4 неделя Май 1 – 2 неделя Май 3 – 4 неделя 2) консультация «Это интересно! Игры для развития словесно – логического мышления детей» 2.4. Система взаимодействия учителя-логопеда с педагогами дошкольного отделения Коррекционная деятельность учителя-логопеда и воспитателя Задачи, стоящие перед учителемлогопедом 1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма 2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков 3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка 4.Обсуждение результатов обследования 5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи 6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти 7. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям 8. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения 9. Развитие фонематического восприятия детей 10. Обучение детей процессам звукослогового анализа и синтеза слов, анализа предложений 11. Развитие восприятия ритмикослоговой структуры слова 12. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации Задачи, стоящие перед воспитателем 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы 3. Изучение результатов с целью перспективного планирования работы 4.Обсуждение результатов обследования 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания 6. Расширение кругозора детей 7. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей) 8. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей 9. Выполнение заданий и рекомендаций логопеда 10. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях 11. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида 12. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок 13. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения 13. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно - печатных игр, сюжетно-ролевых и игр - драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей 14. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы 14. Формирование навыка составления короткого рассказа, пересказа. 16 2.5. Коррекционная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя Игры с пением, шумовые оркестры, музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игрыдраматизации. 2.6. Коррекционная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре Выполнение общеразвивающих упражнений, направленных на нормализацию мышечного тонуса, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции и т. д. Использование упражнений для развития общей и мелкой моторики, координации движений, подвижных игр, игр – инсценировок с речевым сопровождением (рифмованные тексты). Упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха. 2.7. Коррекционная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога Первое направление – диагностическое, т. е. определение тех сторон развития, которые требуют особого внимания. Определение уровня речевого и психического развития ребенка. Разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его белее содержательным. Изучение личности ребенка в ее многообразных проявлениях дает надежный материал для поиска причины нарушений, факторов риска, определения педагогической стратегии тактики по отношению к каждому ребенку, речевому нарушению. Второе направление – коррекционно-развивающее. От качества профилактической и коррекционной работа, своевременности принятых мер, тесного сотрудничества специалистов довольно часто зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, одним словом, его будущее, адаптация в обществе. Поэтому на данном этапе следует: - разработать интегрированный перспективный коррекционно-развивающий план работы, построенный на основе комплексной диагностики; - составить психолого-логопедические занятия с учетом особенностей взаимодействия. Третье направление – аналитическое. Аналитическая деятельность позволит нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Формы и режим организации коррекционно-развивающей работы, особенности ее организации Данная Адаптированная Образовательная Программа разработана для реализации в условиях комбинированной и компенсирующей групп дошкольного отделения, то есть в сетке занятий предусмотрено время для проведения фронтальной деятельности учителя – логопеда. В старшей группе (возраст детей 5-6 лет) учитель-логопед проводит 2 фронтальных занятия в неделю: 1 – «Обучение грамоте», 1 – «Формирование лексико17 грамматических средств языка». В подготовительной к школе группе (возраст детей 6-7 лет) учитель-логопед проводит 3 фронтальных занятия в неделю: 2- «Обучение грамоте», 1- «Формирование лексикограмматических средств языка». Основную нагрузку несѐт индивидуальная логопедическая работа, которая проводится 2 – 3 раза в неделю с каждым ребѐнком. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Для занятий в микрогруппах объединяются дети, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Программа составлена с учѐтом основных форм организации коррекционных занятий. В процессе обучения проводятся три типа занятий: Индивидуальные. Основная цель — подбор комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартрии; при этом логопед обязан установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей. Подгрупповые. Основная цель — воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях. Фронтальные фонетические занятия предусматривают усвоение (автоматизацию) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения. На фронтальных занятиях организуются совместные игры, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи. Специфика речевого нарушения у детей с ФФН состоит в многообразии проявлений дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в различном уровне фонематического восприятия. 3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Эффективным условием реализации образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей. Характеристики предметно-развивающей среды: • безопасность; • комфортность; • соответствие возрастным особенностям развития детей и их интересам; 18 • вариативность; • информативность. Для успешной реализации Программы необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями. Организация предметной среды речевого развития детей Для создания предметной среды речевого развития используются: - материал для коррекции фонетико-фонематической стороны речи: 1.Предметные картинки 2.Д/и «Весѐлый язычок» З. Логопедическое лото «Подбери и назови» 4.Карточки для звукового анализа 5.Тетради для автоматизации разных звуков 6.Звуковые кубики 7.Набор текстов для автоматизации звуков 8.Сюжетные картинки 9. Д/и « Скажи правильно» 10. Символы артикуляционной гимнастики 11. Игры – звукоподражания 12. Схемы для характеристики звука, для анализа артикуляции 13. Профили арт. Аппарата 14. Картинки для уточнения слоговой структуры слова 15. Зрительные символы гласных и согласных звуков; 16. Касса букв 17. Конструктор «Полоска» 18. Звуковые линейки 19. Альбомы и тетради с предметными и сюжетными картинками для индивидуальной и фронтальной работы с детьми: 20.Упражнения для стимуляции слухового внимания: игры и упражнения из программы детского сада: - «Угадай, кто кричит?»; - «Угадай, на чѐм играют?»; - «Угадай, что делают?»; - «Найди пару»; - «Где мой домик?»; - игра «третий лишний»; - «Узнай по описанию»; - «Телефон»; - «Отгадай сказку по отрывку». 21.Упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания: - длительная сортировка и нанизывание бусинок; - лабиринты (прослеживание взглядом линии от начала до конца); - чтение алфавита, которое перемежается со счѐтом: 22.Развитие образной памяти: - рисунок-схема; - пробы Хеда (определение схемы собственного тела); - тактильные ощущения посредством дермалексии (узнавание буквы, написанной на спине, на руке, в воздухе рукой ребѐнка, узнать буквы на ощупь) и т.д. 23.Развитие оперативной памяти: - тест «Кулак – ребро – ладонь»; - игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5-шаговые инструкции), по памяти (словесной инструкции). Например, игра «Найди клад»; - «Игрушки на полках», «Слова на полках» (по памяти обнаружить изменение 19 последовательности); - «Живые цепочки» (у каждого на груди цветной значок или буква, слог,слово, предложение). Порядок построения детей изображѐн схемой. Покоманде цепочка рассыпается, задача ведущего(ребѐнка) – собрать цепочку в прежней последовательности; - «Зарядка» - последовательность движений от 3-х до 6-ти, физкультминутки; - отстукивание ритмов «Телеграфист»; - рядоговорение (времена года, месяцы, дни недели, части суток). 24.Развитие зрительного восприятия: - игра «Что изменилось?»; - «Отгадай сказку по иллюстрации»; - срисовывание фигур (учитывать пропорции); - дорисовывание фигур с недостающими деталями; - письмо букв и слов по шаблонам - дидактические игры по развитию лексико-грамматических представлений, звукопроизношения, фонематического восприятия; - различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук, трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки. Необходимым условием реализации программы является наличие в дошкольном учреждении магнитофона, компьютера, также возможность педагога использовать технические средства обучения. Занятия по каждой теме проводятся в игровой форме: ― Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить ‖, ― Знакомство с домиком Язычка ‖, ― В гостях у Язычка ‖, ― Прогулка Язычка ‖, ―Перевѐртыши‖, ―Словесный сад‖, ―Слоговые шары‖, «Язычок на Поляне скороговорок» Лексические игры и дидактические игры: ―Путешествие солнечного лучика‖, ―Помоги Незнайке исправить ошибки‖, ―Телефон‖, ―В гостях у Федоры‖, ―Цветик-семицветик‖, ―Фантазѐры‖ и др. 20 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 4.1. Научно-методическая и учебно-методическая литература. 1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН - Программа. - М. 2002; 2.Йощенко В.О. Сборник примерных форм документов и методических материалов к организации логопедической работы в ДОУ. Краснодар 2007 3.Коноваленко В. В., Коноваленко С. В, Альбомы для автоматизации звуков. 4.Косинова Е. Уроки логопеда. М. 2008 5.Крылова Т. Учимся говорить правильно. – М., 2003 6.Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998. 7.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. 9.Домашние тетради для закрепления произношения звуков №1-8. М.,2012 8.Н. С. Жукова « Уроки логопеда» М. 2007 9.О.А. Новиковская « Развитие звуковой культуры речи у дошкольников». (Логопедические игры и упражнения) С-П «Детство- Пресс» 2002 10.В.С Володина «Альбом по развитию речи» М. 2009Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999 11.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998 12.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998 13.О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2003 14.О.И.Крупенчук. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2005 15.О.С.Гомзяк.Развитие связной речи у шестилетних детей.-М.:Сфера,2007 16.Журналы ―Логопед‖ 17. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2005. 18. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002 19. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999. 20. Н.В.Нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. 21. Поволяева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. 22.Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и рекомендаций. – М.: АРКТИ, 2005. 23.Ткаченко Т.А. учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. 24.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003. 25.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008. 26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Программа обучения и воспитания детей с фонетикофонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993 4.2. Литература для детей 1. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей: Пособие для занятий с детьми 2-4 лет. — СПб.: КОРОНа принт, 2005. 2. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей: Пособие для занятий с детьми 4-6 лет. — СПб.: КОРОНа принт, 2005. 21 3. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей: Пособие для занятий с детьми 6-8 лет. — СПб.: КОРОНа принт, 2005. 4. Бобылева З. Т., Игры с парными карточками. Звуки С, З, Ц. Настольные логопедические игры для детей 5–7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ», 2012. 5. Бобылева З. Т., Игры с парными карточками. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Настольные логопедические игры для детей 5–7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ», 2012. 6. Бобылева З. Т., Игры с парными карточками. Звуки Р, Л. Настольные логопедические игры для детей 5–7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ», 2012. 7. Светлана Батяева. Логопедические карточки (кошка). Звуки С, З, Ц, Л. 8. Светлана Батяева. Логопедические карточки (обезьянка). Звуки Ш, Ж, Ч, Р. 9. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет» Альбомы 1-2 упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы. – М.: «Издательство ГНОМ», 2015. 22