ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета школы №4 от «29» декабря 2022г. УТВЕРЖДЕНО Приказом №166/17 от 30.12.2022г. Положение о внутренней системе оценки качества образования в МОУ «Глажевская СОШ» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; - Приказом Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»; - Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию». 1.2. Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – ВСОКО) определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования в МОУ «Глажевская СОШ», ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования. 1.3. ВСОКО представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательных результатов, качество реализации образовательного процесса, качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность с учетом запросов основных участников образовательных отношений. 1.4. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников МОУ «Глажевская СОШ», осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. 1.5. Настоящее Положение является приложением к Основной образовательной программе МОУ «Глажевская СОШ». 1.6. В настоящем Положении используются следующие термины и сокращения: - качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы; - оценка в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов и условий их достижения общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственнообщественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся; - внутренняя система оценки качества образования – система сбора, обработки данных по внутришкольным показателям и индикаторам, хранения и предоставления информации о качестве образования при проведении процедур оценки образовательной деятельности школы, в том числе в рамках лицензирования, государственной аккредитации, государственного контроля и надзора; - экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности; - измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольно- измерительных материалов (контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам; - критерий – признак, на основании которого производится оценка и который конкретизируется в показателях и индикаторах – совокупности характеристик, позволяющих отразить уровень достижения критерия; - ГИА – государственная итоговая аттестация; - ЕГЭ – единый государственный экзамен; - ОГЭ – основной государственный экзамен; - КИМ – контрольно-измерительные материалы; - ООП – основная образовательная программа; - УУД – универсальные учебные действия. 2. Основные цели, задачи, функции и принципы ВСОКО 2.1. Цели ВСОКО: - формирование единой системы оценки состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в МОУ «Глажевская СОШ»; - получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в МОУ «Глажевская СОШ», тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; - предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования; - принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; - прогнозирование развития образовательной системы школы. 2.2. Задачи ВСОКО: - формирование единого понимания критериев оценки качества образования и подходов к его измерению; - формирование системы аналитических критериев и показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; - формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования; - осуществление самообследования состояния развития и эффективности деятельности МОУ «Глажевская СОШ»; - определение степени соответствия условий организации и осуществления образовательной деятельности государственным требованиям; - определение степени соответствия образовательных программ нормативным требованиям и запросам основных потребителей образовательных услуг; - обеспечение доступности качественного образования; - оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся; - определение в рамках мониторинговых исследований степени соответствия качества образования на различных уровнях обучения государственным стандартам; - выявление факторов, влияющих на качество образования; - содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся; - определение рейтинга педагогов и участие в решении о стимулирующей надбавке к заработной плате за высокое качество обучения и воспитания; - расширение общественного участия в управлении образованием в МОУ «Глажевская СОШ» 2.3. В основу ВСОКО положены следующие принципы: - объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; - реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; - открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; - инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); - минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; - взаимного дополнения оценочных процедур, установления между ними взаимосвязей и взаимозависимости; - качества и надежности средств оценки образовательных достижений; - доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; - рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в самоанализ и самооценку деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; - оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); - соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в МОУ «Глажевская СОШ». 2.4. Основные функции ВСОКО: - обеспечение введения ФГОС и удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех участников образовательных отношений; - аналитическое сопровождение управления качеством обучения и воспитания обучающихся; - экспертиза, диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развития МОУ «Глажевская СОШ»; - информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования; - обеспечение внешних пользователей (представителей исполнительной и законодательной власти, работодателей, представителей общественных организаций и СМИ, родителей, широкой общественности) информацией о развитии МОУ «Глажевская СОШ», разработка соответствующей системы информирования внешних пользователей. 3. Организационная структура ВСОКО 3.1. Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя администрацию образовательной организации, педагогический совет, методический совет, методические объединения учителей-предметников, временные структуры. 3.2. Администрация МОУ «Глажевская СОШ»: - формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО МОУ «Глажевская СОШ» и приложений к ним, утверждает приказом директора школы и контролирует их исполнение; - разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования МОУ «Глажевская СОШ», участвует в этих мероприятиях; - обеспечивает на основе образовательной программы проведение в МОУ «Глажевская СОШ» контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; - организует систему мониторинга качества образования в МОУ «Глажевская СОШ», осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне МОУ «Глажевская СОШ»; - организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; - обеспечивает условия для подготовки работников МОУ «Глажевская СОШ» и общественных экспертов к осуществлению контрольно- оценочных процедур; - обеспечивает предоставление информации о качестве образования на районный и городской уровни системы оценки качества образования; формирует информационно- аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы МОУ «Глажевская СОШ» за учебный год, самообследование и др.); - принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 3.3. Методический совет МОУ «Глажевская СОШ» и методические объединения учителей-предметников: - участвуют в разработке методик оценки качества образования, системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития МОУ «Глажевская СОШ», критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов МОУ «Глажевская СОШ»; - содействуют подготовке работников МОУ «Глажевская СОШ» и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; - проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; - готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне МОУ «Глажевская СОШ». 3.4. Педагогический совет МОУ «Глажевская СОШ»: - содействует определению стратегических направлений развития системы образования в МОУ «Глажевская СОШ»; - содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в МОУ «Глажевская СОШ»; - принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования МОУ «Глажевская СОШ»; - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; - принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательной деятельности; - принимает участие в оценке качества и результативности труда работников МОУ «Глажевская СОШ», распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке, установленном локальными актами МОУ «Глажевская СОШ»; - содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; - заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с МОУ «Глажевская СОШ» по вопросам образования и воспитания обучающихся, в т. ч. сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в МОУ «Глажевская СОШ», об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности МОУ ««Глажевская СОШ»; - принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию по результатам учебного года. 3.5. Совет школы осуществляет общественный контроль за качеством образования и образовательной деятельностью МОУ ««Глажевская СОШ» в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы. 4. Реализация внутренней оценки качества образования 4.1. Реализация внутренней оценки качества образования осуществляется на основе нормативных актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования. 4.2. Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательной деятельности МОУ «Глажевская СОШ», определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования. 4.3. Оценка качества образования осуществляется посредством: - ВСОКО; - общественно-профессиональной экспертизы качества образования; - лицензирования; - государственной аккредитации; - государственной (итоговой) аттестации выпускников; - внешнего мониторинга качества образования. 4.4. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: - образовательная статистика; - промежуточная и итоговая аттестация; - мониторинговые исследования; - социологические опросы; - отчеты работников МОУ «Глажевская СОШ»; - посещение уроков и внеклассных мероприятий; - данные электронного журнала. 4.5. Предметами ВСОКО являются: 4.5.1. Качество образовательных результатов: - предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в т. ч. ОГЭ и ЕГЭ); - метапредметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики); - личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся); - здоровье обучающихся (динамика); - достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; - удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов. 4.5.2. Качество организации и осуществления образовательной деятельности: - основные образовательные программы (соответствие требованиям ФГОС и контингенту обучающихся); - дополнительные образовательные программы (соответствиезапросам родителей); - реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие требованиям ФГОС); - качество уроков, занятий и индивидуальной работы с обучающимися; - качество внеурочной деятельности (включая классное руководство); - удовлетворенность обучающихся и родителей уроками и условиями в МОУ «Глажевская СОШ». 4.5.3. Качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность: - материально-техническое обеспечение; - информационно-развивающая среда (включая средства ИКТ и учебно-методическое обеспечение); - санитарно-гигиенические и эстетические условия; - медицинское сопровождение и общественное питание; - психологический климат в образовательной организации; - использование социальной сферы своего района; - кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научнометодическую деятельность педагогов); - общественно-государственное управление (управляющий совет, педагогический совет, ученическое самоуправление) и стимулирование качества образования; - документооборот и нормативно-правовое обеспечение (включая программу развития МОУ «Глажевская СОШ»). 4.6. ВСОКО реализуется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования. 4.6.1. Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся включает в себя: государственную итоговую аттестацию выпускников 11-ых классов в форме ЕГЭ; государственную итоговую аттестацию выпускников 9-ых классов в форме ОГЭ; промежуточную и текущую аттестацию обучающихся 1-11 классов; мониторинговые исследования качества знаний обучающихся 4-ых классов по русскому языку, математике и чтению; участие и результативность в школьных, муниципальных, республиканских и др. предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; мониторинговое исследование обучающихся 1-го класса «Готовность к обучению в школе и адаптация»; мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся 5-го класса; мониторинговое исследование образовательных достижений обучающихся на разных уровнях обучения в соответствии со школьной программой мониторинговых исследований; мониторинговое исследование способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. 4.6.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательной деятельности включает в себя: 4.6.3. себя: результаты лицензирования и государственной аккредитации; эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов; программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его использования в учебной деятельности; оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; обеспеченность методической и учебной литературой; оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов); оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН; диагностику уровня тревожности обучающихся 1, 5, классов в период адаптации; оценку отсева обучающихся на всех ступенях обучения и сохранение контингента обучающихся; анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников; оценку открытости школы для родителей и общественных организаций, анкетирование родителей. Содержание процедуры оценки системы дополнительного образования включает в степень соответствия программ дополнительного образования нормативным требованиям; долю обучающихся (%), охваченных дополнительным образованием. 4.6.4. Содержание процедуры оценки качества воспитательной работы включает в себя: качество планирования воспитательной работы; охват обучающихся таким содержанием деятельности, которая соответствует их интересам и потребностям; наличие детского самоуправления; удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательной деятельностью; исследование уровня воспитанности обучающихся; положительную динамику количества правонарушений и преступлений обучающихся. 4.6.5. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя: аттестацию педагогов; отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе районных методических объединений и т.д.); знание и использование современных педагогических методик и технологий; образовательные достижения обучающихся; подготовку и участие в качестве экспертов ЕГЭ, аттестационных комиссий, жюри и т.д.; участие в профессиональных конкурсах разного уровня. 4.6.6. Содержание процедуры оценки здоровья обучающихся включает в себя: наличие медицинского кабинета и его оснащенность; регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических мероприятий; оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников школы; оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время); оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы; диагностику состояния здоровья обучающихся. 4.7. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности школы. 4.8. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут корректироваться, источником расчета являются данные статистики. Критерии Образовательные результаты по уровням образования (внутренняя оценка) Показатели Доля обучающихся, которые учатся на «4» и «5» Доля обучающихся, которые участвуют в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях Доля второгодников Доля обучающихся 9 классов, получивших документ об образовании Доля обучающихся 9 классов, получивших документ об образовании особого образца Доля обучающихся 11 классов, получивших документ об образовании Доля обучающихся 11 классов, получивших документ об образовании особого образца Результаты независимой аттестации выпускников 9 класса (результаты ГИА 9 по русскому языку и математике и предметам по выбору) Результаты независимой аттестации выпускников 11 класса (результаты ГИА 11 по русскому языку и математике (базовый и профильный уровни) и предметам по выбору) Результаты независимого регионального комплексного исследования качества общего образования Внешняя оценка Уровень освоения стандарта (доля выпускников, сдавших ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и математике ниже установленного минимума) Доля обучающихся, участвующих в муниципальных предметных олимпиадах Доля обучающихся, победивших в муниципальных, региональных предметных олимпиадах Доля обучающихся, принимавших участие в муниципальных, региональных, российских мероприятиях Здоровье обучающихся Соотношение доли детей, имеющих отклонение в здоровье, до поступления в школу к доле детей с отклонениями в здоровье в возрасте 14 лет Доля обучающихся, которые занимаются спортом Доля обучающихся, которые занимаются в спортивных секциях Социализация обучающихся Доля выпускников, не работающих и не продолживших обучение, к численности выпускников Доля обучающихся, состоящих на учете в ОПДН, КДН к общей численности обучающихся Доля выпускников, поступивших в учебные заведения после 9-го класса Готовность родителей к участию в управлении школой Доля родителей, участвующих в «жизни школы» Инновационный потенциал учителей Доля учителей, которые используют современные педагогические технологии Доля учителей, которые используют ИКТ на уроках Доля педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию Доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации (1 раз в 3 года) Доля педагогических работников, выступавших на РМО Доля педагогических работников, принимавших участие в профессиональных конкурсах «Учитель года», «Классный руководитель года» и др. Соответствие требованиям к условиям обучения Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, по каждому из предметов учебного плана Соответствие нормам и требованиям СанПиН Наличие дополнительного образования, количество программ дополнительного образования Наличие столовой для организации горячего питания в соответствии с утвержденными нормами Наличие оборудованного медицинского кабинета 4.9. Для проведения оценки качества образования из всего спектра получаемых в рамках информационной системы оценки качества образования показателей определяется набор ключевых показателей, позволяющих провести сопоставительный анализ образовательной системы развития МОУ «Глажевская СОШ». Совокупность показателей обеспечивает возможность описания состояния системы, дает общую оценку результативности ее деятельности. 4.10. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности устанавливаются в плане ВСОКО. 4.11. Гласность и открытость результатов оценки качества образования осуществляются путем предоставления информации: - основным потребителям результатов ВСОКО; - средствам массовой информации через публичный доклад директора развития МОУ «Глажевская СОШ», самообследование; - размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте развития МОУ «Глажевская СОШ». 5. Права и ответственность участников образовательных отношений 5.1. Участники образовательных отношений развития МОУ «Глажевская СОШ» имеют право на конфиденциальность информации. 5.2. Лица, осуществляющие внутреннюю оценку, имеют право на публикацию данных с научной или научно-методической целью. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 6.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего Положения. 6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.